Высокие технологии всё более интенсивно приходят в повседневную жизнь. Мы не мыслим сегодня нашу жизнь без мобильника, а некоторые производители компьютерных комплектующих позиционируют компьютер чуть ли не на уровне бытовой техники вроде телевизора или холодильника, что, кстати, не далеко от реальности.
Что касается Интернета, то по сравнению с Москвой и Санкт-Перебургом доступность скоростного безлимитного широкополосного выхода в сеть в более мелких городах появилась сравнительно недавно – примерно в 2008 году
Образование на грани фантастики
Проникновение Интернета в нашу жизнь повлияло на очень многие сферы деятельности. Не исключением стало и обучение. Уже сейчас многие организации предлагают дистанционное обучение и дистанционную сдачу экзаменов. Так что же представляют собой эти нововведения?
В одних случаях это может быть простым доступом к учебной литературе, получение на электронный почтовый ящик заданий, в другом – онлайн видеоконференция учителя и ученика. Тоже самое и с отчётностью: высылка сделанного задания в виде скана или фотографии учителю или решение теста-контрольной на специальной веб-страничке. В Сети также сравнительно нетрудно найти информацию практически на любую интересующую тему – чего только стоит одна «Википедия».
В такой ситуации встаёт вопрос о роли учителя в системе образования. Станет ли он пережитком прошлого, или всё же эффективное образование невозможно без личного участия учителя в процессе обучения.
«Онлайн-учитель»: плюсы и минусы
Как дети, находящиеся на домашнем обучении по состоянию здоровья, так их учителя и родители вряд ли недооценят новые возможности, но что касается такого способа для обязательного обучения всех и каждого – то здесь есть как свои плюсы, так и минусы.
Если рассматривать видеоконференцию «учитель-класс», то с одной стороны желающие прогулять урок ученики просто не выйдут в сеть, а с другой стороны хулиганы не смогут сорвать урок. Так и видится оправдание ученика за пропуск урока «Не виноватая я! У меня провайдер глю-ючил!». Если пофантазировать, то по данному методу можно организовать и выход ученика к доске и в целом работу на уроке. Например, у каждого ученика есть планшет, а то, что пишет «вызванный к доске» отображается у всего класса и учителя в отдельном окне. В любом случае при дистанционном обучении задача заставить ребёнка учиться полностью ложится на плечи родителей, так как страха перед учителем просто не будет, а мышление школьника далеко от студенческого.
Если, например, нет возможности видеть, что учитель пишет на доске, куда указывает, что показывает, то такое обучение, по сути, мало чем отличается от самообучения. Согласно Википедии эффективность видеоматериалов в 3 раза выше аудиоматериалов и в 5 раз выше голого текста.
Заинтересованный ученик уже сейчас в отрыве от образовательных учреждений при достаточном желании овладеть знаниями и усидчивости может найти материалы по нужным темам самой разной доскональности и наглядности. На видеохостингах имеется множество качественных уроков и лекций в свободном доступе. Дорогу осилит идущий. Всегда были те, кому интересно и те кому нет.
Примерно с 2009 года в сети стали появляться сервисы так называемых электронных школьных журналов, хотя, в принципе, ничто не мешает школе организовать такой сервис самостоятельно. Руководство многих школ поспешило воспользоваться этой идеей и на данный момент тысячи школ от больших до маленьких городов (от Москвы до Сальска) уже имеют в своём распоряжении электронный журнал. На его основе родители за небольшую плату порядка 100 рублей в месяц могут получить дополнительные сервисы, такие как смс-рассылка успеваемости своего чада, получение посредствам того же смс домашнего задания, расписания занятий, школьных новостей, - чего угодно, связанного с деятельностью школы. Безусловно, теперь двойку в дневнике или журнале стирать стало бесполезно и электронный журнал класс не забудет в парте какого-нибудь кабинета, но не станет ли из-за этого ситуация когда доверию учеников и их родителей друг к другу просто не будет места?
Когда-то давно люди писали письма, потом появились телефоны, потом Интернет и веб-камеры, но от этого люди не перестали встречаться друг с другом. Да, стали реже видеться другом, но отнюдь не перестали. Компьютер и Интернет – это лишь средства которые стали сейчас более менее доступны и развиты для того чтобы удовлетворять образовательным целям, но талантливый учительский подход к пояснению непонятного материала не заменит ни одна программа.
Это интересно
Если посмотреть на радио, которое зародилось в начале прошлого века, оно дошло до пятидесятимиллионной аудитории за 37 лет. Интернет достиг такой аудитории и оборота в миллиард долларов в течение всего трех лет.
Компьютер вместо учителя
Этой весной дети-инвалиды из Ростовской области получили возможность участвовать в федеральной программе дистанционного образования. Эта программа позволяет заменить приходящих на дом учителей на компьютеры и Интернет. Вместо того, чтобы идти к ученику домой, учитель может в любой момент связаться с ним при помощи Интернета: провести урок, проверить домашнее задание. Обеспечением условий для новой формы обучения детей-инвалидов в Ростовской области занимается ростовская школа-интернат № 28. Оборудование для такой формы обучения предоставляется детям бесплатно. В комплект входят компьютер, принтер, устройство для подключения к сети Интернет, оплата трафика. Обслуживание и наладка оборудования также производятся из бюджетных средств. Каждый комплект подстраивают под его владельца. Если у ребенка нарушение зрения — упор будет сделан на звуковое сопровождение обучения. Если слуха — наоборот, на визуализацию информации.