Успешная предпринимательница - повариха в школьной столовой
- Когда проезжаю мимо фруктовых садов, сердце заходится. Вспоминаю, как хотела купить дочке новое платьице. И чтобы заработать, таскала на себе огромные мешки с яблоками, - вспоминает предпринимательница Светлана Яровая.
Подарок от дефолта
Сейчас и у неё, и у дочки этих платьев столько, что хватит всю улицу одеть. И дом большой, и бизнес стабильный. Но тогда, 25 лет назад...
Всё началось с того, что от Светы ушёл муж. Два года прожили, но счастья так и не сложилось. Однажды вечером он сказал: ухожу, мол. И точка. Закрылась дверь.
- Было мне тогда двадцать лет. Я осталась с маленькой дочкой на руках. Родители далеко. Образования нет (институт бросила из-за замужества). Единственное, что умела, - лепить пирожки, поэтому напросилась работать в школьную столовую, - рассказывает Светлана, замешивая гору воздушного теста.
...После работы она мыла в школе полы, во время летних каникул собирала на полях фрукты-овощи, но всё равно еле сводила концы с концами. В самые тяжёлые времена приходилось продавать приданое: то комплект нового постельного белья по дешёвке уйдёт, то сервиз импортный.
- Так, перебиваясь с копейки на копейку, протянули пять лет. Дочка в школу пошла - навалились новые проблемы. Я решила заняться коммерцией. Взяла в долг доллары и поехала на летних каникулах в Кишинёв за дешёвым трикотажем. Первая партия разошлась, за ней другая. А через несколько лет накопила уже на закупку товара в Турции, - вспоминает Светлана.
Дело вроде бы начало набирать обороты, как после очередной закупки, вернувшись домой, Светлана узнала: корабль, на котором были мешки с товаром российских "челноков" (там была и её партия), попал в шторм. Весь груз утонул...
Для предпринимательницы Яровой всё началось заново: вылезала из одних долгов, залезала в другие, но дела не бросала. К тому времени она уже знала вкусы всех своих клиентов и не ленилась обежать половину турецкого рынка, чтоб угодить покупателям. Цену назначала ниже, чем на местном рынке. В долг товар отпускала, и люди её не подводили...
- Правда, я не только за товаром ездила, но всё так же поваром работала. За несколько лет заработала на квартиру дочери. Остальные деньги вложила в дело. А дом, кстати, мне наше государство подарило, - улыбается она. - Я тогда ещё только-только на ноги становилась. Ссуду в банке на двадцать лет взяла на строительство - 10 тысяч рублей теми деньгами. Причём два года можно было не платить. А на третий, когда пришла первая квитанция об оплате, в стране случился дефолт. У всех сгорели накопления, а я получила неожиданный подарок судьбы: моя ссуда обесценилась, и я её погасила одной зарплатой повара.
Пирожки от "тёть Светы"
В будни всё также вставала в пять утра и шла в школьную столовую печь свои фирменные булочки.
В конце девяностых, когда деньги на обеды уже не выделялись, а школьные столовые закрывались одна за другой, в местной школе нашли выход.
Повариха Яровая разработала своё эконом-меню. И много лет школьники за копейки получали горячие обеды. По её расчётам сегодня же накормить полдником ученика можно всего за... 10 рублей.
- А что вы удивляетесь? Реальная себестоимость пирожка - три рубля. Хорошей пиццы с сосисками и сыром - 10. Красная цена стакана чая - рубль. Ватрушки, хачапури, булочки тоже стоят не больше пяти рублей. Наши полдники быстро стали популярными.
Пока мы беседуем, в школьную столовку то и дело забегает ребятня с одним и тем же вопросом: "Тёть Свет, а с чем сегодня пирожки?"
- Одни с капустой, другие с яблоками, - отвечает повариха и один за другим вытаскивает из печи подносы с душистой выпечкой.
- Мне тут советовали открыть мексиканский ресторан. Я эту кухню хорошо знаю и люблю. Но я отказалась. Деньги есть, дело не в этом. Просто подумала: куда без своей любимой столовки? Вот сейчас перемена наступит, сорванцы мои налетят и будут уплетать за обе щёки мои булки. А я смотрю на них и, как они говорят, кайфую... Скоро школьные каникулы, опять придётся лететь в Турцию за товаром. Вот жалуются многие на кризис, а я знаю одно: кризис у тех, кто не хочет работать...