160 детей, обучающихся в ростовской санаторно-лесной школе номер 114, по всей видимости, проводят здесь последние недели. В июне, по окончании экзаменов, единственную в своём роде школу решено закрыть.
Ещё в прошлом году о 114-й местные СМИ писали горделивые статьи, озаглавленные в духе "будущее начинается сегодня". 114-я и впрямь необычна. В 1992 году в зданьице бывшего детсада, где сегодня размещена школа, был организован Центр реабилитации детей-инвалидов - родители водили их сюда на кружки.
А уже через два года центр решено было переделать под небольшую, но полноценную школу-одиннадцатилетку. Сюда собрали детей с разными заболеваниями, в первую очередь с нервно-мышечными, ДЦП и последствиями полио.миелита, но также и с повышенным внутричерепным давлением, с пороком сердца, тех, у кого из-за травмы нарушена моторика рук, и ребёнок пишет медленнее сверстников. И т.д.
- Я, конечно, не застала основания школы, но мы тоже так старались ради неё, - говорит Елена Николаевна Белевцева - мама кареглазой, улыбчивой семиклассницы Яны (Янин диагноз - детский церебральный паралич, ДЦП). - Когда я привела дочку в первый класс, это было здание с текущими унитазами, полы - без плинтусов. Учителя говорили: "Ой, мышка бежит"... Родителям сказали: "В буфете детям не на чем сидеть", мы купили табуретки, меняли двери, врезали замки. Каждое лето помогаем с ремонтом - вплоть до того, что штукатурим, красим. И я согласна всё это делать и дальше! Потому что для моего ребёнка эта школа - единственный шанс.
"Наши дети станут изгоями"
1 апреля в 114-й прошло несмешное общеродительское собрание, где директор и представители город.ского Управления образования заявили: дескать, дело - в деньгах. Так как школа малокомплектная (в классе учатся 9 - 18 ребят), а действует "принцип подушевого финансирования", в бюджете образовался дефицит. А именно: цена спасения единственной в Ростове маленькой школы для больных и тяжелобольных детей - 4 млн руб. в год. Столько лишних денег 114-я "съела" и в текущем году.
- Хотя мы предложили: давайте тогда будем вносить какие-то суммы. Или дайте нам шанс, мы поищем спонсоров, - нервничая, говорят мне родители, собравшиеся группой перед входом в школу. - Но нам на всё ответили "нет"...
Чиновники настаивают на нехитром решении: большинство детей "разбросать" по близлежащим школам, а тяжелобольных - не мудрствуя лукаво, отправить по домам.
- У моего внука - родовая травма головы. Ему многое даётся тяжелее, речь страдала, а вот проучился в этой школе год - и сейчас он ГОВОРИТ! Я с ним по телефону беседую! А меня заставляют: отдай его в общеобразовательную школу, - чуть не плачет Игорь Николаевич Ткач.
- Присутствовавшая на собрании глава городской медико-педагогической комиссии так и сказала: "Да, для ваших детей в городе Ростове нету школы. Часть сядут, конечно, на надомное обучение", - вздыхает мама Саши Болдуева - мальчика с ДЦП. - А мы уже были на надомном обучении, пока не узнали об этой школе. Дома 10 часов обучения в неделю вместо школьных 36. Это значит, детей опять закроют в четырёх стенах.
..."Наши дети плохо ходят, а в соседней, 109-й школе крутые лестницы, они не поднимутся на этаж..." "Здесь нет такого: "А-а-а, смотри, дэцэпэшник пошёл", а в обычной школе такое стопроцентно будет! Наши дети станут изгоями". "У сына гиперактивность, поэтому он в школе плохо успевал. Учительница сказала: "Мне с ним возиться некогда, у меня почти 30 человек в классе". Посадила его за по.следнюю парту, он вообще перестал учиться, начался нерв.ный тик. А тут он за одну четверть всю программу нагнал!" - перебивая друг друга, с горечью говорят родители.
Об эпилепсии и особых программах
Школа просто необходима больным детям. Здесь есть свои логопед, психолог и медсестра-массажист. В прошлом учебном году был ещё врач, проводивший вместо обычной физкультуры лечебную, но его больше нет, ставку в целях экономии сократили.
- Не знаю я, как будет вы.глядеть обучение моих ребят в обычной школе, - признаётся учительница второклашек Наталья Данильченко (на фото). - У троих моих ДЦП, а у одной девочки ещё и гидроцефалия. Артём из-за ДЦП может писать только левой рукой - я его учу письму по особой программе. Здесь есть дети с эпилепсией. Есть те, у кого часто кровь течёт из носа из-за повышенного давления. У одного мальчика - фонетический слух, он слышит иначе, заикается.
В конце минувшей недели "АиФ на Дону" обратились за комментарием лично к министру образования области Игорю Гуськову. "Я ни в коем случае не считаю, что ситуация должна разрешаться подобным образом - без учёта мнения родителей, без предложения им каких-то устраивающих их вариантов, - категорично сказал он. - Не исключено, что выходом могли бы стать передача школы в областное ведение и, соответственно, финансирование её из областных средств. Но в любом случае надо принимать решение, изучив истории болезни детей". Как пообещал министр, на этой неделе пройдёт специальное совещание, посвящённое ситуации в школе. Мы будем следить за событиями.
Виктория ГОЛОВКО Фото автора