В реабилитационном центре "Ростов без наркотиков" возвращают к жизни закоренелых наркоманов. Здесь не ставят капельниц, не применяют гипноза, не делают уколов.
Всё лечение - неустанное чтение Библии ради возвращения заблудшей человеческой души к Богу. Излечение верой оказалось намного эффективней традиционных методик.
- Братья, а теперь давайте вместе прочтём Иисусову молитву.
"Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя твое, да прииде царствие твое..." - нестройный хор двух десятков хриплых голосов выводит священные строки. У большинства молящихся лица... не приведи Господь встретить ночью в подворотне. Лица людей, многие годы терзавших своё тело героином. Но это как раз тот случай, когда внешность обманчива..
- В обществе к наркоманам относятся в лучшем случае настороженно, в худшем - презрительно, - говорит сотрудник центра Владимир. - Относятса так не без причины: наркоманы действительно совершают немало преступлений, чтобы найти деньги на очередную дозу. Но надо понять: во-первых, это больные люди, они зависимы от своего недуга. Во-вторых, это просто люди. А значит, им нужно помогать.
"И свет во тьме светит,
и тьма не объяла его..."
(От Иоанна. I, 5)
Центр "Ростов без наркотиков" начал свою работу год назад. Инициатива создать организацию по спасению наркозависимых тогда вызвала у многих не то что удивление - шок. Бывшие наркоманы будут лечить наркоманов настоящих? И чем - верой? Да не смешите, они же притон устроят и все переколются! Но идею поддержала церковь. "Ростов без наркотиков" благословил сам архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон.
...Дом на окраине Западного в Ростове, высокий забор. Здесь принимают тех, кто решил навсегда завязать с наркотиками.
- Прийти может любой, кто имеет в сердце своём желание отринуть грех наркозависимости, - объясняет Владимир.
Сам он принял такое решение три года назад, когда вдруг, в момент прояснившегося между дозами сознания, понял: ещё немного - и конец. Бывший спортсмен, мастер спорта по боксу Владимир на одном из чемпионатов получил травму руки. От острой боли хотелось выть - товарищи посоветовали принять сильное обезболивающее. Лекарство стало спасением, но однажды анаболики кончились. У новых "друзей", а такие, по словам Владимира, всегда появляются, когда человеку плохо, нашёлся героин - "давай, кольни, это ещё лучше". Так никогда прежде не куривший и не нюхавший алкоголя спортсмен стал наркоманом. Кололся пять лет. К счастью, узнал о центре, нашёл силы приехать, излечился и теперь сам примкнул к движению.
- Уйти тоже можно в любую минуту, никто не держит, - продолжает рассказ Владимир. - Но если решил вернуться к жизни, надо быть готовым к тому, что где-то на год ты отрекаешься от мира. Иначе его соблазны снова погубят.
Действительно порядки в центре строгие. Запрещено иметь телефон, смотреть телевизор и говорить о прошлой жизни. В шесть утра играют подъём, потом молитва, завтрак. И потом долгие коллективные семинары по обсуждению Святого Писания. Когда же идёт собственно лечение?
"Возложи
на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя"
(Псалтырь. LIV, 23)
- Это и есть исцеление, - говорит Евфимий, в центре он отвечает за связи с внешним миром. Сам из Твери, стаж "на игле" - десять лет. - Я не знаю, чем объяснить исцеление. Это промысел Божий.
Вопрос, как это работает, Евфимию и другим активистам центра задавали уже, пожалуй, тысячу раз. Говорили своё авторитетное слово врачи: мол, невозможно без медикаментозных способов избавить наркомана от зависимости! Сомневались родители наркоманов, испробовавшие все возможные способы спасения своих детей: "Какой Бог, о чём вы? Он, когда в ломке, нас готов убить, лишь бы кольнуться!"
- Это неважно, верит человек или нет, приходя сюда, - поясняет Евфимий. - Я сам раньше в Бога не верил. Больше того, я прежде вообще был мусульманином, новое имя обрёл вместе с новой жизнью. Меня самого родители по каким только клиникам не возили. Я на сухую уже не мог ломку переносить. Пять дней лежал под капельницей, а потом убегал, чтобы новую дозу найти. Да, в больницах снимают зависимость, но только лишь физическую. Ничего не болит, но в голове мысли всё равно так и роятся: уколоться, уколоться быстрей! И когда сюда попал, первые дни без дозы ломало страшно, суставы вы.кручивало, хоть волком вой. А потом начал вместе с ребятами молиться - чувствую, чуть отпустило. Так и пошло. Крестился, начал Библию изучать. Где-то через год о наркотиках уже совсем не вспоминал.
Правда, не знаю, как это всё научно объясняется, я не специалист, - под конец констатирует Евфимий. - Я знаю, что меня спас Господь и его любовь.
Психологи, знакомые с работой центра, всё же находят своё объяснение избавлению от наркомании через религию. Вера - мощнейший катализатор внутренних ресурсов человека, а совместные молитвы и строгий внутренний режим только усиливают эффект. Как бы то ни было, но уже третий год подряд методика центра признаётся лучшей в стране на конкурсе Федеральной службы по конт.ролю за незаконным оборотом наркотиков.
"Кто находится между живыми,
тому ещё есть надежда"
(Экклезиаст. I, 4-11)
С такой репутацией впору было бы зарабатывать деньги, но центр некоммерче.ский, все его услуги бесплатны. Живёт только на спонсорскую помощь.
- Знаете, у нас ведь у очень многих богатых и влиятельных людей дети - наркоманы, - говорит старший центра Максим. - Мы сначала думали, может, они чем-то помогут, всё-таки должны понимать. К нам даже несколько раз таких "золотых деток" привозили. Но ни один здесь так и не прижился - все сбежали домой. Просто у них такой подход, что всё в жизни можно за папины деньги купить, над собой поработать никто даже не попытался. А вообще у нас тут кого только нет...
Гурген без грусти вспоминает свой бизнес, сделавший его по местным меркам более чем обеспеченным человеком. Он же и погубил его: "Казалось, всё мне по плечу, весь мир в кулаке держу. Уколоться? Да легко, ничего страшного". Потеряв всё, но избавившись от зависимости, Гурген сейчас руководит отделением "Ростова без наркотиков" в Новочеркасске..
- А вот Саша у нас - бывший милиционер, - показывает Максим на худощавого парня.
- Да, было дело, - кивает тот. - Ещё и работал в ОБНОНе (отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. - Прим. авт.) Забавно, правда? Днём с наркотиками борешься, а по вечерам себе вены колешь. Я на иглу сел, ещё когда в школе милиции учился. Со службы ушёл, когда понял, что ещё немного и самого посадят.
- Не подумайте, мы не просто так откровенничаем, чтобы показать, вот мы какие замечательные, - под конец говорит Владимир. - Просто хотим, чтобы люди поняли: наркотики - это такое зло, которое способно любого человека погубить, кем бы он ни был. И избавиться от них трудно, очень. Но если захотеть, всё получится. С Божьей помощью.
Александр Ключников
Фото автора