Актёр театра и кино Евгений Стеблов - частый гость на Дону. В этом году он посетил Таганрог - открывал памятник Фаине Раневской.
С великой таганроженкой он познакомился в 1969 году, когда поступил в труппу Театра имени Моссовета. Сегодня Стеблов охотно рассказывает "АиФ на Дону" о том, какой Фаина Георгиевна была в жизни.
"На Дону живут удивительные люди..."
- Недавно я побывал в Таганроге, порадовался, что в доме Раневской наконец открылся музей, - говорит Стеблов. - Кстати, знаю, что в этом есть и заслуга "АиФ на Дону". Мне рассказывали, что ваша газета не раз писала о том, что дом не охраняется государством. И вроде бы комнату Раневской занимал человек, который своими силами пытался сделать там частный музей...
- Он не пытался, а действительно сделал там частную экспозицию. К нему приезжали посетители, и была даже книга отзывов.
- Ну вот видите. Вообще на Дону живут удивительные люди. Здесь умеют ценить искусство, хотя подчас довольствуются тем, что есть.
- В дневниках Раневской есть воспоминания о том, как она мечтала уехать из этого города и стать артист.кой. В 1918 году её семья уплыла в эмиграцию на собственном пароходе, а Фаина осталась. Она собрала чемодан и, не заперев дверей огромного дома, уехала навсегда.
- (Смеётся). Это в её стиле. Хотя в зрелом возрасте, я думаю, она такой поступок никогда бы не совершила. Я знал её как мудрую женщину.
- В дневниках Раневской есть такая запись про учёбу в Таганроге: "Учительница подарила мне медальон, на нём было написано: "Лень - мать всех пороков". С гордостью носила медальон".
- Да, такое было, но теперь об этом вспоминают как об очередном комическом случае из жизни актрисы. Вообще мне не нравится, что сегодня появилось великое множество анекдотов про Фаину Ранев.скую.
"Деньги она хранить не умела"
- Говорят, что Ранев.ская якобы хотела вступить в партию, чтобы послушать, как Марецкая разносит её на партсобраниях. Это тоже выдуманная история или так было на самом деле?
- Конечно, выдуманная. Это для Раневской очень мелко... Поэтому весной я с удовольствием согласился стать президентом Международного фестиваля имени Раневской "Великая провинция", который проводится в Таганроге. И одну из своих задач я вижу в том, чтобы рассказать зрителю (и тем более местным жителям), какой на самом деле была эта великая женщина.
- Позвольте, мы вернёмся к её дневнику. О таганрогском периоде там есть и такая запись: "Училась плохо, - вспоминала Раневская. - Арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, без денег..."
- Как я могу судить, деньги и правда хранить она не умела. Но к людям относилась исключительно душевно. Зрители ей часто присылали письма, некоторые просили о помощи, и Фаина Георгиевна старалась никому не отказывать. Часть своей зарплаты она могла разложить по конвертам и отправить совсем незнакомым людям. Никогда не проверяла, врёт человек или действительно нуждается.
Опять "Подкидыш"...
- Кстати, вам понравился памятник, который установили в Таганроге, у подъезда её дома?
- Как вам сказать?.. Любопытный получился монумент. Там она изображена в виде героини фильма "Подкидыш". Но дело в том, что с годами Фаина Георгиевна невзлюбила эту роль, поскольку ей часто в спину мальчишки кричали: "Муля, не нервируй меня!" Раневская обижалась, поскольку образ той героини преследовал её всю жизнь. Я думаю, что, увидев этот памятник, Фаина Георгиевна рассмеялась бы: дескать, опять "Подкидыш".
- В декабре исполнится сто лет со дня рождения выдающегося земляка Фаины Раневской - Ростислава Плятта, который родился в Ростове-на-Дону, а в 1935 - 1939 годах работал здесь же, в Театре имени Горького. Как складывались у них отношения?
- Ростислав Янович, конечно, тоже был уникальный артист. Мы сидели с ним в соседних гримёрках да и много общались в жизни. Внешне это был изощрённый эстет, хотя он сам не раз мне признавался, что считает себя хулиганом. Он и в самом деле обожал похулиганить, любил розыгрыши. А если они встречались с Раневской и начинали рассказывать анекдоты, то детей желательно было увести подальше.
- Плятт с Раневской много играл в кино и в театре, поэтому у зрителей складывалось впечатление, что они в близких отношениях.
- На самом деле это были совершенно разные люди. Достаточно сказать, что Фаина Георгиевна называла Плятта Славик-халтурщик. Ей не нравилось, что он много работает на радио для левого заработка. Хотя он и к радио относился с полной ответственностью, умел совмещать это с работой в театре. Это был корректный человек и корректный мастер. Кстати, недавно я узнал, что в Ростове-на-Дону никто и не думает устанавливать памятник (или хотя бы бюст) великому уроженцу города. Как же так?!
Виктор БОРЗЕНКО