Примерное время чтения: 6 минут
1206

Руками - трогать! Коллекции ретроавто и ретроигрушек собрал врач из Ростова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ на Дону" 05/11/2019
Александр Ширинг самостоятельно восстанавливает старые автомобили
Александр Ширинг самостоятельно восстанавливает старые автомобили / Александр Ширинг / Из личного архива

Ростовчанин Александр Ширинг знает всё о советских игрушках, может объяснить откуда взялось выражение «конь педальный» и способен своими руками восстановить старый автомобиль.

При всем этом он практикующий врач, кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог высшей категории. Как ему удаётся всё совмещать? «АиФ-Ростов» поинтересовался у самого коллекционера.

«Жук» — всему начало

Юлия Морозова, «АиФ-Ростов»: Вроде бы своими руками восстанавливаете ретроавтомобили, но при этом не имеете специального образования. Ведь вы врач.

Александр Ширинг: Мечтал в разное время и о журналистике, и об археологии, но я из семьи врачей, поэтому вопрос выбора будущей профессии не стоял. Мне всегда нравились старые машины, их элегантный дизайн. Наш заведующий реанимацией очень много ездил в различные уголки Ростовской области и приобретал там ГАЗ-67 (штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач во время ВОВ и после). На коротких перекурах мы с ним обсуждали, как лучше восстановить тот или иной автомобиль. Вот так я и втянулся в эту тему.

Как-то в газете мне попалось объявление о продаже фольксвагена-«жука» (1978 года выпуска). Я приобрёл его, и — понеслось. Машина была, прямо скажем, изуродована: одновременно на неё прикрепили и кенгурятник, и спойлер. В салоне — два сиденья от мерседеса, намного больше оригинальных, располагались под углом. На тот момент раритетными «жуками» в области серьёзно увлекались несколько человек, они потом рассказывали, что не верили в то, что я доведу машину до ума. Однако я это сделал.

— А ездить на таких восстановленных автомобилях можно?

— Несколько лет назад презентовали в одном из салонов новых «жуков». Нас организаторы попросили выставить для обозрения их старших братьев. В благодарность за предоставленные авто провели диагностику. Специалисты дилерского техцентра с удивлением констатировали, что наши машины в идеальном состоянии. Ездить на них вполне можно по городским улицам. Но есть трудность: у совсем старых автомобилей тормозной путь длинный, раза в четыре больше, чем у современных авто. Поэтому по запруженным в час пик дорогам довольно проблематично передвигаться.

— Сколько всего автомобилей в вашей коллекции сейчас?

— В разной степени подвижности — много, есть москвич-уни­версал 1962 года, кадиллак 1960 года, сказочная, на мой взгляд, машина! Авто ко мне попадают разные и для разных целей. Например, я взял «Баркас-1000» (микроавтобус, произведённый в ГДР в 60-е годы),  объём двигателя — 1 литр, 45 лошадиных сил. И масло в нём наливают прямо в бензин. Двигатель и коробку мы поменяли, взяли от другого авто. Сейчас к коллекции добавились ещё и педальные детские автомобили, и игрушки. Педальные авто, кстати, появились в СССР в 30-е годы. Сохранились считанные единицы довоенных машинок.

Конь педальный

— Вы говорите, педальные игрушки дошли до нашего времени в плохом состоянии. А где брать детали для их реставрации, ведь теперь ничего подобного не выпускают?

— Практически всё (из часто теряемых частей игрушек): стёкла, дверцы, фары, педали и даже хвост для педального коня — можно заказать в специальных компаниях.

— Давайте уточним, конь педальный уже нарицательное словосочетание, означающее медлительного и не слишком умного человека, взяло своё начало от игрушки?

— Да, примерно в 1950-е годы советская промышленность выпустила гибрид коня и велосипеда. Малыш садился на сиденье и ногами толкал педали, приводящие в движение механизм коня. Но конструкция была неповоротливая. Двигать её ребёнку было очень тяжело. Коня много лет выпускали на нескольких заводах, они были во всех парковых и приморских прокатах, в детских садиках и частных руках! А выражение конь педальный прочно закрепилось в обиходе.

— Где вы храните свою коллекцию машин?

— Часть авто стоит в одном из грузовых гаражей ныне недействующего завода. Тех, что можно экспонировать — штук шесть. Некоторые машины пока представляют собой домики на колёсах. Возможно, когда-нибудь они поедут, а может быть, и нет. Люблю сам процесс их восстановления. Кстати, много ребят из неблагополучных семей «приклеились» к тому или иному гаражу, где мы работаем с ретроавтомобилями. Мальчишки забывают об улице и целыми днями, как заворожённые, проводят время у старинных машин.

— Нужно ли соблюдать какие-то особенные условия хранения для раритетов на колёсах?

— Гараж закрытый, не влажный плюс раз в полгода автомобиль нужно завести и прокатиться на нём. К примеру, в Сочи в музее спорта есть «ягуар» редкой модели. Их произвели всего 82 штуки. Если его не заводить в течение трёх месяцев, у него в двигателе пересыхают прокладки, и тогда без замены не обойтись. Но стоимость их просто умопомрачительна.

Крышки и мишки

— Все кладоискатели ходят по «заброшкам», вы тоже?

— Конечно. В основном в центре Ростова, в заколоченных цехах заводов и фабрик. Можно найти там что-то редкое и потом выменять у другого коллекционера на нужную тебе вещь. Вот, например, в раздевалке на одном из шкафчиков заброшенного завода я нашёл стопку крышечек из-под кефира, ряженки и молока, они все были разного цвета. Я потом их выставил на одном из аукционов, и оказалось, что интерес к этим крышечкам огромный. В итоге купил их «Мосфильм». Казалось бы, что им стоит изготовить эти крышечки в своих цехах? Но нужны образцы!

— Ваш идеал автомобиля?

— Смотрю на современные авто и не вижу в них индивидуальности, души. Поставьте рядом аутентичный автомобиль 30-х годов, совсем другое дело. Идеал для меня mercedes-benz 540 К. Это авто для королей! Их было сделано 25 штук в 1936 году. Тогда ford «лиззи» стоил примерно 2000 долларов, а этот mercedes — 150 000 долларов. Самое интересное, что мой дедушка после войны перегонял из Германии этот автомобиль для свояка Берии.

По пути солдат, сидевший за рулём, въехал под грузовик и повредил фару. В Польше дедушка, опасаясь гнева начальства, приделал какие-то другие фонари. В итоге замену не заметили. Интернета-то не было, и никто не знал, как должен выглядеть этот автомобиль. Последний проданный на аукционе Mercedes-Benz 540 К купили за 25 млн евро.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах