Примерное время чтения: 11 минут
955

Небо не отпустило. Донской парашютист ушёл на пенсию в парапланеризм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "АиФ на Дону" 21/09/2021
Песня «Я свободен» группы «Ария» – практически гимн парапланеризма, считает Дей.
Песня «Я свободен» группы «Ария» – практически гимн парапланеризма, считает Дей. / Василий Дей / Из личного архива

Если захочется полететь, как птица, лучше выбирать не самолёт. Полёт на параплане считается самым приближенным к парению. Этот летательный аппарат очень похож на парашют, но это только внешне. О жизни в небе корреспонденту «АиФ-Ростов» рассказал специалист инженерно-авиационной службы, историк и парапланерист Василий Дей.

В полёте хочется петь

Мариам Папахчян: Василий, как вы начали заниматься парапланеризмом? Что вас на это сподвигло?

Василий Дей: На самом деле, я просто не смог расстаться с авиацией. Я профессиональный авиатор, окончил военное училище. Служил в вертолётном полку, там и начал заниматься парашютными прыжками. Лётный состав по нормативам обязан выполнять учебно-тренировочные прыжки с парашютом, чтобы в чрезвычайной ситуации аварийно покинуть борт. В итоге меня это увлекло больше, чем моих сослуживцем. От учебных прыжков я дошёл до звания инструктора по парашютной подготовке. 10 лет летал на вертолётах, потом занимался парашютным спортом, а затем ушёл на пенсию. Но небо меня не отпустило. Когда оказался на пенсии, стал интересоваться малой авиацией. И нашёл нечто похожее на парашют – параплан. Они и внешне, и по конструкции где-то схожи. Заинтересовался я этой темой, начал посещать местные клубы – в Ростове было их два. На параплане в регионе обычно летают в районе хутора Большой Лог или возле села Несветай. Ну, и пришёл в этот спорт. На параплане я летаю для души.

– Что вас больше всего привлекло в полётах?

– Когда делаешь первый прыжок, ты просто счастлив от того, что это сделал, эмоции бьют через край. Когда мы ещё в лётной роте в первый раз прыгали, многие солдаты от восторга в небе пели песни. Радость от того, что парашют раскрылся, что ты снижаешься на нём, настолько велика, что не передать словами. От первого до последнего прыжка эмоции очень сильные и каждый раз новые.

Досье
Василий Дей родился 12 января 1957 года, по образованию специалист инженерно-авиационной службы, историк. Окончил Одесский государственный институт. Женат, четверо детей. За год до развала СССР перевёлся в Северо-Кавказский военный округ, где дослужил до пенсии в 2002 году. С 2004-го занимается парапланеризмом.

– Расскажите о первом прыжке. Было страшно?

– Когда прыгали в первый раз, некоторых моих товарищей от страха заклинило на выходе. Их пришлось подталкивать. Страшно, конечно. Мы прыгали с 800 метров, нужно было шагнуть в бездну. Кто говорит, что не страшно, не верьте. У меня 206 прыжков, каждый раз – страх. У тебя никогда нет стопроцентной гарантии, что раскроется парашют и ты благополучно приземлишься. Ну, человек преодолевает страх, наверно, в этом его заслуга. Хотя перед первым прыжком я больше боялся того, что упрусь, как олень, у двери от страха. Поэтому я немного схитрил. В вертолёте нас было 20 человек. Сначала на прыжок идут первые 10 человек, потом – остальные. Поскольку было страшно стоять первым, потому что перед тобой откроют дверь и около трёх минут, глядя в бездну, придётся ждать, пока тебе дадут команду «пошёл», я затесался в середину. Но перехитрил сам себя. Я оказался первым во второй десятке. И пришлось пару минут вглядываться в бездну. Но, слава богу, хватило силы воли преодолеть страх. И представьте, какие эмоции я испытывал, когда над головой раскрылся парашют. Счастье было безмерным. Захотел сразу прыгнуть ещё раз.

– А как сильно отличаются парашют от параплана?

– Предназначение парашюта – спасение. Его задача остановить свободное падение парашютиста. А параплан – совсем другая история. Во-первых, его не надо открывать, ты на нём сможешь лететь только тогда, когда он уже в полётном положении. В это положение ты его выводишь на земле. Задача параплана – поднять человека над землей. Можно не просто парить, но ещё и набирать высоту. При этом крылом управляет пилот. При хорошем потоке можно летать несколько часов. Если перепад высоты большой – метров 50–100, то можно подняться к облакам. В Пятигорске есть гора Юца, куда приезжают все любители полетать. Вот там можно подняться до нижнего края облаков. Как правило, это на 2500–3000 м от земли. Мне удалось подняться на 3,2 тысячи метров.

Первый раз Василий совершил полёт на параплане в 45 лет – был счастлив, как ребенок.
Первый раз Василий совершил полёт на параплане в 45 лет – был счастлив, как ребенок. Фото: Из личного архива/ Василий Дей

Между риском и свободой

– Это ведь довольно рискованное занятие, почему же люди этим занимаются?

– Высота – это всегда риск, но если подходить с умом, то это не опаснее, чем перейти дорогу. К сожалению, бывают несчастные случаи. Если чего-то не учесть, можно попасть в турбулентность, где зачастую происходит сложение крыла. Новичок может с этим не справиться. Но опытный пилот в состоянии прогнозировать всё, что может случиться во время полёта, и не залетать в опасные зоны.

Когда летишь над землёй, все проблемы растворяются. Та красота, которую созерцаешь сверху, даёт ощущение свободы, которую на земле ты не получишь. Знаете, песню популярную «Я свободен»? Если это не гимн нашего дела, то где-то очень близко. Мне было 45 лет, когда я первый раз полетел на параплане – радовался, как ребёнок.

– Сколько времени понадобится для того, чтобы научиться летать?

– В целом параплан можно освоить за два-три месяца. Конечно, лучше этим заниматься с инструктором. Я учился летать самостоятельно, к сожалению, тогда у меня был период безде­нежья и инструктора я себе не мог позволить. В итоге заработал перелом. Учиться самостоятельно – это, как с граблями: наступил – научился. Но в принципе в интернете можно найти много видео и текстового материала с разъяснениями. Есть общероссийский форум на сайте Paraplan.ru. Там можно найти максимум информации на тему.

– Парапланеризм – дорогое хобби?

– Придётся купить шлем, специальную обувь, чтобы ноги не сломать, комбинезон, потому что, приземлившись на какой-нибудь куст, можно себе всё ободрать.Новое крыло выйдет дороговато – не дешевле 100 тысяч рублей, но на вторичном рынке можно найти в хорошем состоянии за 25–40 тысяч рублей. Обязательно нужно ещё приобрести парашют, если вдруг откажет параплан. А такое бывает. Например, когда попадаешь в сильный поток, или могут стропы порваться, столкновения случаются, когда много людей летают на одной территории. В прошлом году был случай – столкнулись девушка и пилот с пассажиром. Девушка раскрыла парашют и приземлилась удачно, а пилот с пассажиром почему-то не смогли. В результате пилот погиб, а пассажир был травмирован.

Жена-партизанка

– Как на ваше увлечение реагирует семья?

– Моя жена Елена Ивановна сначала была против полётов. Но я убедил её в том, что это не так уж и опасно. Она участвовала в процессе моего обучения. Я один никогда на полёты не выезжаю, не дай бог, что-то случится, кто-то всегда должен быть рядом, чтобы вызвать помощь. Поэтому я брал с собой жену. Кстати, рядом с нами тогда инструктор обучал своих учеников. А моя жена, как партизан, подслушивала, что он там рассказывает своим ученикам, и потом приходила ко мне и говорила, что я делаю не так. А когда я уже научился летать, она продолжала подсказывать другим ученикам. Они потом ко мне подходили и спрашивали, летает ли моя жена.

– И что, она тоже летала?

– Я её покатать не мог, потому что у меня одноместный параплан. Но всегда рядом с нами летал ещё один дельтапланерист Виталий на мотодельтаплане. А мы здесь все между собой общаемся. И вот подходит он ко мне и говорит, что всех перекатал, одна моя жена не каталась, мол, давай покатаем. И вот он её посадил, и она полетала. Она потом рассказывала, как ей было страшно, но я лично слышал её хохот, разносившийся по всему небу, пока она летала.

И потом она полетала ещё раз, когда у нас произошло ЧП. Пилот с учеником приземлились аварийно, мне надо было поехать за ними забрать. Я оставил Лену сторожить оборудование и уехал. Мы уже выезжали обратно, смотрю: мотодельтаплан пролетел над нами – пилот и пассажир. Раз пролетел, второй, снизился, а пассажир нам машет рукой. И вот мы приехали обратно, я спрашиваю у жены: «Ну что, заждалась?» Она мне: «Что это заждалась, я летала». Оказывается, Виталик летел мимо, увидел, что она одна, предложил слетать, посмотреть, как у нас там дела. Сейчас она уже со мной меньше ездит. Моё место в её душе заняла наша внучка. Я понимаю её, сам такой дед.

– Внучка будет летать?

– Уже на спине деда летает. Думаю, что будет парапланеристкой. У меня три сына и одна дочка. Полетали все. Но остался в этой теме только один – средний сын. Запал серьёзно. А дочке совсем это не интересно.

– Какой совет можно дать начинающим пилотам?

– Бояться полётов не нужно, это очень интересно и увлекательно. Нужно попробовать, а там поймёшь – твоё это или нет. К сожалению, наша молодёжь, школьники, подростки, они совсем не вовлечены в это дело. А представляете, какой бы пилот получился из молодого юноши, который прошёл такую подготовку прежде, чем поступить в лётное училище. Это был бы профессионал совсем другого уровня. Он прочувствовал бы воздух, потрогал бы и послушал его, ощутил любовь к этому делу – и был бы на голову грамотнее своих сотоварищей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах