Она выходит на помост вся в чёрном. Чёрные чулки и перчатки, чёрный берет на голове, а в руках будто живая собака. Это Винсент, герой французской сказки «Ужасно жёлтый пёс». Толпа детей, сидящих на лавочках у сцены, замирает...
С нескрываемым любопытством наблюдают родители, бабушки, дедушки. Останавливаются случайные прохожие. Всё внимание к игрушке, которая, рассказывая историю, хохочет, вздыхает, грустит. Она заставляет публику петь, хлопать и замирать от восторга. Кажется, что актрисы, играющей марионетками, и нет. Но только Оксана Ромас, кукловод и режиссёр первого в донской столице уличного театра, знает, сколько души нужно вложить в тряпичную фигурку, чтобы она ожила...
Мечта сбывается
- Оксана, вы закончили институт бизнеса и права, после чего несколько лет занимали чиновничью должность. И вдруг - театр! Неожиданно...
- На самом деле я занималась театром с самого детства. Мы с сестрой-погодкой учились в гимназии №45, где уделялось большое внимание французскому языку. Чтобы учёба давалась легче, мама отвела нас в театральную студию при городском Доме творчества, к Марине Алейниковой, которая ставила спектакли по оригинальным сказкам французских писателей. Правда, на первой же репетиции нас ждал полный провал. Мы были очень скромными, домашними девочками, стеснялись одноклассников, не говоря уже о том, чтобы выходить на сцену. Стоило учителю повысить голос, как мы с Дианой тут же принимались плакать. Но благодаря педагогическому таланту Марине Александровне удалось нас раскрыть.
Это было замечательное время: наша мама - швея, помогала мастерить костюмы, я писала сценарии, и мы днями пропадали на репетициях. В старших классах, когда пришло время выбирать профессию, наше занятие театром казалось для родителей лишь детским увлечением. Они настояли, чтобы я поступила на филфак, а сестра пошла в архитекторы. Хотя даже после лекций мы продолжали бегать на репетиции. Наша маленькая труппа была достаточно сильной, и мы не раз принимали участие в международных фестивалях за рубежом.
Оксана Ромас. Родилась 23 апреля 1988 года в Ростове.
Режиссёр частного театра «Стулья».
Режиссёр-постановщик и актриса первого в донской столице уличного «Театра Папы Карло», который открылся в парке Революции. Зрители могут увидеть бесплатные представления каждый вторник и четверг, если позволяет погода. Спектакли идут в 18.00, 18.45 и 19.20.
Оксана замужем. Воспитывает маленькую дочь.
Именно тогда меня поразили уличные театры, которые достаточно популярны в Европе. Но, благополучно получив свои дипломы, о сцене пришлось забыть. Я устроилась на работу в районную администрацию. И стала сходить с ума от рутины и перекладывания бумажек. Поэтому, когда мне предложили создать студенческий театр в ДГТУ, я, недолго думая, уволилась с хорошо оплачиваемой, но скучной работы. Это решение, конечно, мне далось с трудом, потому что и родители, и муж были против.
- Может, они были правы? И театром, тем более любительским, можно было заниматься в свободное от работы время?
- Я тоже об этом думала. Но поняла, что когда человек занимается тем, что для него не имеет смысла, это его разрушает, какие бы деньги при этом он ни получал. И совсем другое дело, когда ты с радостью берёшься за работу. Да, на первый взгляд моё занятие могло показаться несерьёзным. Но это был замечательный опыт. Вслед за мной уволилась сестра, она стала шить костюмы к моим постановкам. Мы начали занимать призовые места на всевозможных студенческих фестивалях. Именно тогда у нас появилась мечта о своей труппе, с которой можно было бы ставить спектакли в жанре европейского театра. Так появился частный театр «Стулья», в котором было всего три человека: я (режиссёр и актриса), моя сестра (художник-декоратор) Диана Кожемякина и наш директор Марина Алейникова. Не успели мы определиться с репертуаром, как на нас вышла администрация парка Революции с предложением открыть первый уличный театр - «Театр Папы Карло». Этим летом в парке поставили маленький помост, стилизованный под фургончик бродячих артистов, напротив него установили несколько лавочек. Поначалу предполагалось, что мы будем два раза в неделю показывать сказки малышам, но буквально через пару выступлений стало ясно, что бесплатные представления интересны и взрослым. Посетителей очень много.
Прививка от грусти
- Ростовчанам не хватает зрелищ?
- Я думаю, людям не хватает простых человеческих радостей, ощущения какого-то мимолётного счастья. А уличный театр - это глоток положительных эмоций. Ведь человек совершенно свободно может пройти мимо, а может остановиться, посмотреть и включиться в действие. Я постоянно цепляю зрителей той или иной импровизацией, они поют, хлопают, смеются, задумываются о чём-то. Всё это происходит под открытым небом. Сначала это поражает, многие прохожие вначале не понимают, что происходит. А потом расслабляются и после выступления благодарят, приходят вновь и вновь. Мы даём по три выступления в день, показываем одну и ту же сказку с перерывом в полчаса. Так многие не уходят, пересматривают спектакль три раза. Получается такая прививка хорошего настроения в наше непростое время. Сейчас думаем, как будем выступать с наступлением холодов. Администрация парка воодушевлена таким количеством зрителей, поэтому, надеюсь, будем выступать и в дождь, и в снег под каким-нибудь навесом.
- И всё-таки, мечтая о европейском театре малых форм, неужели вы хотели выступать где-нибудь под козырьком на ветру?
- А почему бы и нет? Традиционно французские марионеточные театры предполагают мобильность и открытость. Европейские бродячие кукловоды вообще говорят, зачем сцена, когда нам весь мир - театр? В манере уличной игры много своей прелести. Ты должен зацепить прохожего, зеваку, иначе останешься без работы. На открытом пространстве энергетика рассеивается и чувствовать зрителя сложнее. Также улица всегда предполагает сюрпризы. Если во время обычного спектакля на сцену выбежит ребёнок, это перечеркнёт усилия актёров и режиссёра. Для меня же это подарок, который будет обыгран и станет частью действа. Любой резкий звук, погодное явление, человек, животное, оказавшиеся в центре постановки, - это возможность сделать спектакль живым. Наш театр «Стулья» планирует с сентября выступать в ДК «Роствертол». Сказки, которые мы сейчас показываем в парке, станут частью репертуара и там. Так что без сцены мы не останемся. Но именно уличные выступления уникальны и бесценны. Это яркое, провокационное, озорное, «хулиганское» искусство.
Небо - часть декорации
- Оксана, а почему именно французские сказки? У нас есть свои. Да и Петрушка - замечательный уличный персонаж.
- Безусловно, у нас богатый мир самых разных персонажей, но я просто люблю сказки современных французских авторов. Они злободневны, остроумны и при этом хорошо поднимают вечные вопросы добра и зла, сострадания, терпимости. Мы обновляем репертуар каждую неделю. Большую часть ищем и переводим сами, таким образом у людей появляется ещё одна возможность познакомиться с европейской культурой.
Играя, я понимаю, что многие наши зрители, может быть, никогда не пойдут в театр. И, получается, театр идёт к ним. Для кого-то это станет первым шагом к знакомству с искусством, которое в Европе процветает долгие годы. У нас бытует мнение, что в уличный театр идут люди, которые не попали в драматический, у которых не сложилось с профессией. Но это глубокое заблуждение. Уличный театр, как и драматический, бывает любительским и профессиональным, хорошим и плохим.
- А в итоге муж и родители смирились с тем, что вы предпочли тёплому местечку уличный театр?
- Ну вот только совсем недавно. И то после того, как они своими глазами увидели десятки наших зрителей и услышали их слова благодарности. А до этого мы с сестрой, конечно, со скандалами отстаивали эту свою пламенную страсть, всё время что-то тащили из дома для декораций. Но я думаю, лучше так, чем жить инертно, плывя по течению. Что поделать, если нам нравится театр, в котором небо - часть декорации?!