Студент консерватории Саша ЯКУБОВ, как всегда, играет у подземного перехода рядом с Центральным универмагом. Cкрипка наполняет улицу то искренней радостью, то светлой печалью, то прерывистыми рыданиями. А потом устало затихает, уступая привычному гулу прохожих и визгу автомобильных шин.
О музыке улиц, о том, как бороться с культурным обнищанием и, конечно же, о любви корреспондент «АиФ-Ростов» разговорились с уличным музыкантом.
- Я тебя здесь уже не первый раз вижу. Вот так на улице играть разве ж прибыльное дело?
- Кто бросит пятак, кто десятку. На улице я играю, чтобы меня слушали. А бегать с шапкой, мол, «помогите молодому музыканту» - бред, по-моему. Когда ты проживаешь музыку, то делаешь это для души. Я часто останавливаюсь послушать других. Вот бывает, человек играет очень профессионально, прямо-таки виртуоз, а не цепляет. А другой исполняет простенькую вещь, но так, что мурашки бегут.
Улица – это всегда интересно. Кто-то проходит мимо, кто-то слушает часами. Часто просят сыграть для любимой девушки или в детском доме. При чём тут деньги? Это только для души. К тому же, в филармонию ко мне придут ну пусть человек пятьдесят. А на улице музыка доступна каждому. И есть шанс, что кто-то её услышит.
Классика без современников
- А что больше всего «цепляет» прохожих? Классику сегодня мало кто знает…
- Останавливаются послушать саундтреки из фильмов. Взять ту же известную тему из «Реквиема по мечте». Это музыка очень простая, но она гораздо популярнее, чем Бах с его фантастическим многообразием гармоний. Современная музыка примитивна и понятна. А люди хотят не думать, а развлекаться. Красоту заменяют простота и практичность. И этот культурный минимализм во всём, не только в музыке. Взять хотя бы современные торговые центры и дома-коробки, которые загромоздили Ростов. Никому не нужны ни обилие всевозможных барочных элементов, ни филигранность классических линий.
Но всё возвращается. Та же мода на винил. Сегодня группы выпускают вместе с обычными компакт-дисками грампластинки, которые продаются гораздо дороже. Виниловые проигрыватели тоже стоят хороших денег. И это оправдано. Ведь звук на электронном носителе так или иначе проходит компьютерную обработку. Не могу объяснить, но какая-то изюминка при этом теряется. Может быть, ощущение присутствия. Это всё равно, что сравнивать натуральные ткани и дешёвую синтетику, шелест бумажных страниц и электронную книгу. Вроде бы одно и то же, а качество разное.
Всё «живое» растёт в цене. Другое дело, что классическое искусство никогда не было массовым. Кто-то любит джаз, кто-то рок или рэп.
- Говорят, что и на камерные концерты сегодня ходят не ради музыки, а ради громких имён…
- Как-то в Вашингтоне провели социальный эксперимент: на станции метро появился скрипач, который играл Баха. За это время мимо него успели пройти тысячи человек. Лишь единицы на мгновенье замедляли шаг, чтобы послушать, а затем снова бежали по своим делам. И никто не знал, что скрипачом был Джошуа Белл, один из величайших музыкантов мира. Он исполнял сложнейшее произведение на скрипке за 3,5 миллиона долларов. Двумя днями ранее Белл собрал аншлаг в Бостоне. Средняя цена билета на его концерт была около тысячи долларов.
О чём это говорит? В повседневной жизни люди не замечают красоту. Но это лишь вопрос времени. И уличное музицирование - один из способов борьбы с нашим культурным обнищанием. Люди подходят, спрашивают, что я играю, где ещё это послушать.
Ещё в школе мне говорили: мы воспитываем не музыкантов, мы воспитываем прежде всего людей. Если человек интересуется прекрасным, то вряд ли он пойдёт грабить и убивать.
Меня на скрипку отвела мама. Не сказать, чтобы я сильно сопротивлялся «пилить гаммы», но первые шесть лет она меня туда именно водила за руку. Вообще у нас семья немузыкальная: папа - слесарь, мама - инженер. Тут, конечно, спасибо ей и моему первому педагогу, который научил любить музыку. После школы я пошёл в музучилище, на последних курсах уже начал подрабатывать на корпоративах.
По ресторанам, по ресторанам…
- Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. А мы тут с тобой о высоком искусстве…
- У меня есть свой репертуар. Больше всего люблю зарубежный рок 60 – 80-х. А так играю абсолютно всё – классику, джаз, блюз. Конечно, просят и «Мурку». А куда деваться? Но, может, это даже и хорошо, когда пробуешь разные жанры. В переложении на скрипку те же попса и «блатняк» звучат совершенно по-другому. К тому же нот всего семь. И даже в попсе можно услышать интересные интонации, которые были придуманы давным-давно. Работать не стыдно, стыдно не работать. Но каждый должен делать то, что ему близко. Если я не чувствую музыку, я не смогу сыграть её хорошо.
- Слышала, многие преподаватели против того, чтобы студенты подрабатывали в ресторанах. Мол, это прививает будущим музыкантам «кабацкий» стиль…
- Есть педагоги, которые и в оркестр запрещают соваться, пока не закончишь консерваторию. Им, конечно, виднее, но кормить-то меня преподаватели не будут. При этом большинство и сами играют везде, где только можно. А иначе не выживешь. Если моя работа приносит людям удовольствие и они готовы за неё платить, что в этом плохого? Музыкант не должен быть голодным! К тому же я недавно женился.
Мы пока живём у моих родителей, хотим снять квартиру. Дорого, конечно. Ну буду крутиться, искать новые заказы. Возможно, даже сяду в оркестр. Вообще, чем меньше говоришь о деньгах, тем больше их становится. Логичнее думать о том, чтобы хорошо играть, а не хорошо зарабатывать. Многие друзья-музыканты бросают и находят что-то, более прибыльное. Но всех денег не заработаешь да и на тот свет с собой не заберёшь. А заниматься нелюбимым делом ради тугого кошелька… Зачем?
Две половинки
- Как молодая жена относится к тому, что вечерами пропадаешь по ресторанам? Да и вообще прочувствовали уже семейную жизнь?
- Когда успеваешь по человеку соскучиться, происходит своеобразная перезагрузка чувств. На самом деле музыка-то нас и связала. Играю я как-то на Пушкинской, а тут подходит девушка красивая. Остановилась, заслушалась да так и осталась со мной. Оказалось, тоже играет – на виолончели.
Мы часто выступаем вместе с Алёной. И в ресторанах, и на благотворительных вечерах, и на улицах. В мороз, конечно, только я таким уличным экстримом занимаюсь.
А что до семейной жизни… Главное, по-моему, чтобы были общие интересы, чтобы глаза горели. Вот мы оба музыканты и друг друга дополняем. Это как сочетание красивых блюзовых интонаций и рокового звучания. И то, и другое - музыка, но стиль и подача разные, а на выходе из этой синкретичности жанров рождаются очень клёвые вещи. Так и у нас.
- Говоришь, всех денег не заработаешь? А свадьбу, если не секрет, на что играли?
- Сам собирал, родители помогли. У нас всё прошло скромно. Были регистрация, венчание, банкет. На ресторан особенно не тратились: позвали только самых близких и родных. Но главное не было никакого пьяного балагана. Я на многих свадьбах работал, насмотрелся. А для нас играл общий друг, тоже виолончелист. Фотограф и видеооператор были знакомые. На платье и костюм тоже особенно не тратились. Говорят, чем дороже свадьба, тем скорее развод. А женятся вообще-то на всю жизнь…
Досье
Александр ЯКУБОВ учится на струнном отделении оренбургского института искусств им. Ростроповича. У этого парня пока ещё короткая биография. Но мы надеемся, что обязательно вернёмся к нему на страницах газеты и расскажем о его успехах, потому что жизнь начинается с добрых дел.