Древние ритмы, кружащиеся в ритуальном танце шаманы, отплясывающие среди песков Африки туземцы или задумчивый и медитативный Восток.
Всё это представляется под звуки барабанов. Эти удивительные мелодии жаркого континента звучат сегодня в одном из ростовских домов, где открыта школа игры на африканских барабанах.
Сергей Махаев. Родился в Ростове-на-Дону 24 июля 1953 г.
В 1977 г. окончил ДГТУ (бывший РИСХМ).
В 2007 г. организовал в Ростове-на-Дону школу африканских барабанов.
Женат, есть сын и внук.
Исцеляющий джембе
Барабанные ритмы обладают какой-то магической силой. Они способны воодушевлять людей, снимать стресс, возвращать веру в себя и даже излечивать болезни. Обо всём этом мы поговорили с основателем Ростовской школы игры на африканских барабанах Сергеем Махаевым.
«Десять лет назад я познакомился в Индии с Лораном Позье. Он француз, много лет провёл в Африке, где учился у представителей местных племён играть на джембе. Инструмент с потрясающей историей: жители западной части материка (Мали) ещё с 12-го столетия называли его «Исцеляющим барабаном».
Кстати, археологи нашли джембе, который был сделан ещё в 500-м году до нашей эры. Жизнь человека в Африке немыслима без барабанного ритма. Рождение человека, женитьба, смерть - всё проходит в сопровождении его звуков. Думаю, что барабан вообще первый музыкальный инструмент на Земле», - рассказывает Сергей Григорьевич.
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Но ведь это национальный инструмент. Чем он вас привлёк?
Сергей Махаев: После поездки в Индию моя жизнь изменилась. До этого я по вечерам играл на барабанах в ростовских музыкальных группах, днём работал. По образованию я строитель, окончил технический университет.
Но вот я увидел, как Лоран касается джембе ладонями и пальцами. Он будто слегка поглаживал туго натянутую кожу барабана, а в результате - потрясающий ритм, который меня заворожил. Попросил: «Дай попробовать». Однако, когда я попытался извлечь из инструмента что-то похожее на звук, то понял, что мне, барабанщику с 30-летним стажем, это не удаётся. Всё время, пока я был в Индии, Лоран учил меня, и я уехал в Ростов уже со своим джембе.
- Но насколько я знаю, вы всё ещё продолжаете учиться в Индии.
- Так и есть. Жалею, что могу уделять этому всего пару месяцев в году, но по-другому не получается. Лет семь назад учитель посоветовал открыть свою школу джембе в Ростове. Сначала я не мог понять - зачем, ведь сам ещё учусь. Однако, послушался и школу открыл. Сначала приходили знакомые музыканты, которых манила экзотика африканских ритмов, но потом, узнав о школе по «сарафанному радио», стали приходить люди от музыки далёкие.
Со временем я понял, для чего мне нужна была школа. Я очень много занимался и сам, и со своими учениками, ведь на уроке надо было показать класс. Моя школа - это стимул к самосовершенствованию. А в Индию к своему учителю продолжаю ездить.
- Вы сказали, что африканский джембе изменил вашу жизнь. Каким образом?
- Стал не так остро реагировать на какие-то жизненные неурядицы. Более того, стремлюсь извлечь из них позитив. И тут дело не только в джембе, но и в философии индийцев. Они с радостью встречают каждый новый день и со стоическим спокойствием принимают все трудности. В их жизни много музыки, медитации, они живут в необыкновенной гармонии с окружающим миром.
Обмен энергией
- Как можно объяснить растущую популярность джембе среди ростовчан? Казалось бы, сейчас люди озабочены материальными проблемами, а у вас на мастер-классах игры на барабане иногда не всем желающим места хватает.
- Думаю, всё очень просто: в каждом человеке есть желание творить. Многие мечтают играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но ведь весьма проблематично освоить, например, скрипку, если вы не начали играть на ней с детства. Непросто освоить рояль, если вы не ходили в музыкальную школу. К тому же, нужен слух, а он есть не у всех.
А вот барабан - уникальный инструмент! На нём может научиться играть каждый. Причём довольно быстро, и наличие музыкального слуха здесь роли не играет. Чувство ритма есть абсолютно у всех. Знаете, африканская пословица гласит: «Если у вас есть голова, вы можете думать. Если у вас есть ноги, вы можете ходить. Если у вас есть руки, вы можете играть на барабане».
Меня спрашивают: «А зачем вам это надо?» Отвечаю: «Для удовольствия и отдыха». Ведь мы концентрируемся на ритме и отвлекаемся от ежедневных стрессов городской жизни, от повседневных дел. Как бы то ни было, но к нам в школу приходят люди любых возрастов - и маленькие дети, и дедушки. Люди ищут в ритмичной полифонии джембе раскрепощения и находят его.
- А что именно вы играете: импровизируете или исполняете какие-то национальные ритмы?
- Всё уже придумано до нас. Причём много веков назад. Мы берём древние африканские ритмы, которые могут ввести человека в транс, расслабить или наоборот наполнить жизненной силой. Наши занятия и выступления - это естественный процесс течения энергии от тех, кто ею наполнен в избытке, к тем, кому нужна поддержка. Вот такое шаманство получается.
Кстати, считается, что быстрая игра - признак мастерства. На самом деле игра на бешеных скоростях редко получается хорошей. Мелодия превращается в сплошной шум. Игра на барабанах физически очень тяжёлое дело. Мышцы плеч и ладони у барабанщиков болят практически постоянно.
Драмминг, так ещё называют игру на барабанах - это три «М»: математика, музыка и медитация. Пока мы отрабатываем технологию удара, учим ритм, - это цифры и конкретика, потом появляется мелодия, а потом человек отрешается от реальности, впадает в своеобразный транс.
- Школа игры на барабане предполагает какую-то оплату?
- Да, есть небольшая цена за занятие. Но у нас так: в студии стоит большая шляпа из папье-маше. Можешь заплатить - клади туда деньги, нет возможности - садись в круг и бери джембе. Для меня эта школа не бизнес, а состояние души.
Квамманга
- Сергей Григорьевич, знаю, вы уже несколько лет желанный гость на знаменитом музыкальном фестивале Квамманга. Но туда вы попали не сразу...
- Несколько лет назад я с моими учениками создали группу и подали заявку на участие в Квамманге. Фестиваль замечательный, всегда проходит в каких-нибудь живописных местах: недалеко от станицы Шапсугская, среди гор Адыгеи, в Долине Солнца, или под сенью реликтового можжевелового леса в окрестностях посёлка Дюрсо.
Всех приезжающих объединяют любовь к творчеству, хорошей музыке, здоровому образу жизни, семейным ценностям, стремление к самосовершенствованию. На нескольких музыкальных сценах всю неделю проходят концерты, люди водят огромные хороводы, невероятное изобилие мастер-классов и музыки.
Но организаторы не спешили принимать нашу заявку: мол, поздно обратились. В конце концов смогли договориться, что мы сыграем одну вещь в самом конце фестиваля, а потом будет дискотека. Как только подошло время нашего выступления, на всём побережье неожиданно выключили электричество.
- И ваше выступление состоялось?
- Так и есть. Представьте: абсолютная темнота, и над морем разносится только звук барабана, потом к нему присоединяются ещё и ещё. И им вторят волны. Вдруг вспыхнуло пламя. Это те, кто делал на фестивале огненное шоу, решили нас поддержать. Зрители не могут устоять на месте. Танцующих каждую минуту становится все больше, а музыканты все быстрее ударяют по натянутой барабанной коже, их руки, озарённые факелами, мелькают все чаще, и уже непонятно и не видно, как возникают эти звуки.
Когда достигнута невероятная скорость ритма, дробь вдруг обрывается, наступает тишина, и все замирают, по толпе проносится: «Ещё!». Так в зажигательных ритмах Африки прошли два часа.
С тех пор мы постоянные гости фестиваля. Несколько раз со мной ездила на Кваммангу жена, ей очень понравилась сама атмосфера праздника, дружелюбная, расслабляющая.
- Жена тоже музыкант?
- Нет, инженер. Но ей нравится то, чем я занимаюсь. Много лет назад мы купили дом и первым делом оборудовали в подвале настоящую студию. Там проходили все репетиции нашей группы, а позже - занятия школы барабанной игры. Сын постоянно крутился среди музыкантов, поэтому не удивительно, что он, также как и я, увлёкся джембе. Иногда выступает вместе с моей командой.
Но мой самый пламенный поклонник - это шестилетний внучок. Он обожает танцевать и делает это не хуже настоящих африканских аборигенов. С двух лет бывает на всех наших концертах и фестивалях.