Новый Генплан Ростова 2015-2035, разработанный питерскими специалистами и утверждённый Гордумой, вызвал бурные возражения донских экспертов. Питерцев обвинили в попытке оставить город без экономики, зелёного каркаса и полноценного транспортного сообщения.
Одним из главных критиков скандального документа выступил вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачёв.
Юрий Трухачёв. Родился 15 декабря 1944 года.
Заслуженный архитектор РФ, вице-президент Союза архитекторов России, председатель правления Палаты архитекторов Южного округа. Главный архитектор НПО «Южный градостроительный центр».
В 80 - 90-х годах ХХ в. был одним из создателей Высшей архитектурной школы на Дону.
Экскурс в прошлое
Ирина Ароян, «АиФ-Ростов»: Прежде чем приступать к обсуждению Генплана Ростова, давайте покопаемся в вашем прошлом. Десять лет, с 1981 г. по 1991 г., вы возглавляли донскую архитектуру сначала в должности главного архитектора Ростова, а затем в качестве заместителя главного архитектора Ростовской области. Не секрет, что не всем ростовчанам нравится то, как изменился город за этот период. А вы сами как оцениваете плоды своей деятельности?
Юрий Трухачёв: Начнём с того, что высоким должностям предшествовало десятилетие работы в институте «Ростовгражданпроект». За это время были выполнены Генеральный план Ростова, его центральной части, проект планировки центра Нахичевани, экспериментальный район застройки Театрального спуска. Это был активный период начала строительства Северного жилого района. Пушкинская превращалась в чисто пешеходный бульвар, шла реконструкция района ЦГБ. Наконец, мы разработали проект планировки Левого берега Дона. Именно тогда на чертежах впервые появился стадион, который строят сегодня.
- Значит, весьма спорная идея строительства стадиона на Левобережье - детище советских времён? Вы и сегодня считаете, что он необходим Ростову?
- В Генплане 1971 года Левый берег рассматривался как естественная рекреационная зона со стадионом и аквапарком. Ростов расположен в степной зоне. И река - единственное место отдыха. Локальный намыв песка не представляет большой сложности, что в корне отличается от крупномасштабной застройки Левобережья.
- Бытует мнение, что в результате массовой застройки 70 - 80-х годов Ростов начал терять свою аутентичность. Что вы ответите своим оппонентам?
- Массовая типовая жилая застройка прежде всего имела социальное значение. В стране остро стояла жилищная проблема, которую нужно было решить в кратчайшие сроки. Другое дело, что система типовой застройки нуждалась в большей гибкости: нужно было строить дома с собственной индивидуальностью.
Частное вопреки общественному
- Чем подход к градостроению в советские годы отличался от нынешнего?
- Отличия были принципиальные. К примеру, определив пятно строительства жилья, мы в первую очередь прокладывали инженерные коммуникации и транспортное сообщение. Сегодняшний застройщик возводит целые микрорайоны, присоединяясь к старым инженерным сетям. Проблема дисбаланса растёт с каждым днём, но на неё закрывают глаза. Если вы посмотрите на нынешнюю карту города, то увидите лоскутное одеяло, поделённое на клочки, за каждым из которых стоит собственник. Сегодня частное превалирует над общественным. Это мы видим в наших парках, скверах, на набережной, где всё застроено и скоро негде будет не только ходить, но и дышать.
Взмывая к облакам. Телевышка и самые высокие здания Ростова-на-Дону | Фотогалерея
Взмывая к облакам. Телевышка и самые высокие здания Ростова-на-Дону | Фотогалерея
- Ростовский Союз архитекторов и вы лично резко критиковали нынешний Генплан. Чем он плох?
- Новый Генплан Ростова, рассчитанный на 20 лет, разработал питерский институт пространственного планирования «Энко». Все расчётные данные Генплана должны исходить из численности населения. Но точные демографические расчёты в питерском проекте не представлены. Сегодня жилой фонд Ростова составляет примерно 20 млн квадратных метров. Согласно новому документу город должен вырасти почти в два раза за 20 лет. А население должно увеличиться на 260 тысяч человек. Это практически целый Таганрог. Откуда взять столько людей с учётом того, что средний прирост населения в год сегодня составляет 3 тысячи? Где найти рабочие места?
Ростов двубережный
- А как при таком массовом строительстве будет решён земельный вопрос?
- Все промышленные предприятия планируют вынести за пределы города. Значит, люди будут часами добираться до работы. Это новая нагрузка на городские магистрали. Но решения транспортных проблем нынешний генплан не предусматривает. В нём значится метро. Но его финансирование остановлено. И как город будет ездить до тех пор, пока экономическая ситуация не выправится, разработчики умалчивают.
- А что плохого в намерениях питерских разработчиков сделать Ростов двубережным?
- Прежде всего Левый берег - это лёгкие города, экологический каркас, который ни в коем случае нельзя трогать. Иначе мы нарушаем экосистему. Согласно же утверждённому Гордумой документу на месте земель городских лесов в пойменной части значится застройка, что противоречит федеральному законодательству. И волноваться на эту тему придётся нашим детям.
К тому же территория между Ростовом и Батайском - пойменная зона. Раз в сто лет вода здесь поднимается на четыре с половиной метра. И прежде чем строить, этот участок нужно поднять на соответствующую высоту. А с учётом возможного прорыва Цимлянской плотины - на все восемь метров. Но где взять столько песка? При этом строительство зданий в пойменной зоне приведёт к подтоплению Батайска. К тому же затраты на подготовку территории, инженерное обеспечение значительно поднимут себестоимость любого строительства в этом районе. Большую тревогу вызывает намерение превратить Театральный спуск в рекреационную зону. Это потребует сноса индивидуального жилого фонда под зелёные насаждения. Непонятно, как и куда депутаты городской думы планируют расселять людей.
- Уже утверждённый Генплан может быть отменён?
- В первую очередь необходимо провести дополнительную экспертизу документа. Отменить уже утверждённый Генплан можно путём судебного решения. Именно такой прецедент произошёл в Перми в 2005 году с проектом Генплана города, разработанным всё тем же институтом «Энка». Помимо этого, пересмотреть собственное решение может и Гордума Ростова. Но для этого чиновникам нужно изменить своё отношение к городу и модели его будущего развития.
- Вы активно пытались донести свои возражения властям. Обращались с замечаниями в Гордуму, но депутаты оказались глухими. Не возникает ли в этой ситуации желания снова занять кресло чиновника, дабы лоббировать свою точку зрения?
- Вопрос не в кресле чиновника и его полномочиях. Сегодня в целом по стране отсутствует градостроительная политика. Основной смысл нынешнего Градостроительного кодекса - запустить землю в коммерческий оборот. При этом нет понимания в целом, что такое экономика города. Сегодняшний бюджет Ростова мы строим на продаже земли. Но городу, как воздух, нужна инновационная промышленность. В какой-то момент продавать будет нечего: земля - ресурс конечный.