Корреспондент «АиФ-Ростов» Виталий Колбасин побывал на заводе и узнал, как системообразующее предприятие города Шахты ищет пути на рынке сбыта в условиях зеркальных санкций Евросоюза и России.
Социальная роль металлургов
На «Ростовском электрометаллургическом заводе» из 970 сотрудников 80 % - бывшие работники угольной промышленности. После закрытия угольных шахт в районе, металлургический завод стал системообразующим, он и рабочие места шахтерам дал, и реализует важные социальные проекты в образовании, спорте, инфраструктуре. Среди них – помощь школе № 34 и обустройство дачных дорог.
Кроме того, в 2015 году, благодаря РЭМЗ, многие украинские беженцы нашли работу в России. На самом шахтинском заводе работают 20 украинцев с Донецкого металлургического завода.
Экологическая безопасность
«Современное производство по выпуску строительной арматуры запущено в 2007 году. Предприятие состоит из двух основных цехов – электросталеплавильного и прокатного, выпускает 730 тысяч тонн в год литой заготовки», - рассказывает главный инженер РЭМЗ Валерий Москалев.
За 50 минут конвейер дает 90 тонн жидкого металла, из которого получают арматуру диаметром от 10 до 32 мм. Металлурги работают круглосуточно, без выходных и праздников. Ежесуточно отсюда отправляют сто 20-тонных грузовиков готовой продукции.
Особое внимание руководство завода уделяет соблюдению экологических норм, ведь производство является вредным. В апреле проверка Роспотребнадзора показала, что все требования законодательства РФ в сфере обращения с отходами на РЭМЗ соответствуют нормам предельно-допустимых концентраций. Проверяющие взяли пробы почвы, воздуха, замерили шум на границе санитарно-защитной зоны возле поселка Фрунзе – и все показатели остались в норме.
Инспекторы даже забрались на дымовую трубу и установили там дымомер. Испытание показало: система газоочистки выбрасывает в атмосферу воздух, очищенный на 99,7 % – что соответствует экологическим требованиям.
Металлолом в дефиците
На заводе из металлолома получают конечный продукт – арматуру, которая используется в строительстве. Как заметили на заводе, дефицит лома, то есть металлолома, который металлурги используют для литья продукции, является серьезной проблемой.
Это связано с конкуренцией экспорта лома в Турцию. Для речных портов Ростовской области отправка металлолома за рубеж – один из прибыльных бизнесов. По странному стечению обстоятельств вывозить лом на экспорт многим донским заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу.
«За лом завод дает хорошую цену – это выгоднее, нежели вывезти его в Турцию. С точки зрения бизнеса, нет никакой логики в том, что металлолом вывозится за границу», - комментирует Валерий Москалев, делая вывод, что в этом бизнесе используют «серые схемы».
Эксперт добавляет, что в прошлом году руководство РЭМЗ обращалось в Совет Безопасности страны с просьбой регламентировать экспорт лома из России. Но инициатива пока не получила поддержки.
Стандарт DIN
Российский строительный рынок в связи с экономическим кризисом несколько остановился в развитии, поэтому менеджеры находят потребителей за рубежом.
«Завод принципиально готов поставлять продукцию в Европу, в нынешнем году предприятие получило сертификат немецкого стандарта DIN, это означает, что шахтинская арматура отвечает всем требованиям европейских стандартов», - отмечает Валерий Москалев.
Также получен сертификат на поставку продукции в Словению. В эту европейскую страну отправят два вагона арматуры в ближайшее время. Среди постоянных партнеров шахтинцев – строительные комплексы Казахстана и Азербайджана. На импорт идёт 30 % продукции. Среди крупных российских объектов, куда поставляют стальные стержни, – стройки Керченского моста и стадиона «Ростов-Арена» к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Есть у «Ростовского электрометаллургического завода» и новый проект, отмеченный губернатором, называется «Вольфрамовая долина». Шахтинцы на базе заводской инфраструктуры намерены перерабатывать вольфрамовое сырье для изготовления свёрел. Российское станкостроение остро нуждается в подобной отечественной продукции.