Родители разведутся, «бабайка» выскочит из-под кровати, у меня некрасивая внешность –все эти страхи преследуют наших детей. Откуда они берутся, и как с ними бороться? Как видоизменились ребячьи страшилки в современном мире, перенасыщенном информацией? Обо всём этом мы поговорили с ростовским психологом Ольгой Елисеевой.
Удобный ребёнок
Юлия Морозова, «АиФ-Ростов»: Почему вас заинтересовала психология?
Ольга Елисеева: Мне всегда нравилось прокручивать в уме варианты выхода из сложной ситуации, в которую попала я или мои близкие.
После рождения дочери интерес к практической психологии возрос, и я углубилась в изучение гештальттерапии. Обычно я работаю с детками от шести лет. Многие мамы готовы привести на консультацию и трёхгодовалых малышей, но в этом, как правило, нет необходимости. Почти все проблемы в этом возрасте решаются через коррекцию поведения родителей. С чем ко мне приходят? Обычно это поведение детей, которого стыдятся сами родители: истерика в магазине, агрессивное поведение, сложности во взаимоотношениях с братьями или сёстрами. Знаете, в чём парадокс? Если ребёнок не отстаивает своё мнение, пассивен в играх с другими – это совершенно не беспокоит маму и папу, ведь такой ребёнок удобный. А на самом деле там может быть гораздо больше серьёзных проблем!– Обращаются к вам для того, чтобы разобраться с детскими страхами?
– Да, и не надо думать, что если ваш ребёнок пуглив, это ненормально. Чувство страха дано нам для самозащиты. Страхи ограничивают и не допускают в нашу жизнь опасность. Вы совершенно нормально воспринимаете свою боязнь высоты или чувство страха при переходе оживлённой проезжей части. Отнеситесь с пониманием к тому, что и у ребёнка могут быть свои страхи, которые, может быть, кажутся вам забавными и несерьёзными.
Первые страхи появляются в 5–6 месяцев: малыш плачет и протестует, если его берёт на руки незнакомый человек. Подобное поведение защищает ребёнка, хоть оно может быть не очень удобным для родителей. Потом появляются так называемые ситуативные страхи: громкий звук, резкое движение, падение, боль, врачебное вмешательство. Дальше, по мере того, как у детей развивается фантазия, они начинают наделять удивительными качествами предметы, особенно те, которые малознакомы. И там, где ребёнку непонятно, он дофантазирует что-то своё пугающее. Многие из таких страхов можно развеять, спокойно поговорив с вашим чадом, объяснив ему назначение предмета, на деле показать, как работает, например, ревущий пылесос: что он вовсе не страшный, а помогает нам в уборке. То же самое с боязнью темноты: виной всему бурная фантазия ребенка. По сути, подобные страхи основаны на отсутствии жизненного опыта. А вот от реакции родителей на проявление таких страхов зависит закрепится он или нет. Возьмите малыша за руку, прогуляйтесь с ним по вечерним улицам, покажите, что это не страшно, что вокруг продолжает кипеть жизнь и злодей не прячется под кустом.
Бабайка или годзилла?
– Ольга, а в наш век гаджетов и мгновенного распространения информации поменялись ли ребячьи страшилки?
– Меняются формы страха, объекты, а вот суть – нет. До сих пор актуален страх бабайки – мифического существа. И, как правило, о нём дети узнают от близких взрослых: «Не ходи туда, там бабайка». А вообще для психики не важно, как называется страх: бабайка или годзилла. Это всего лишь образ, а эмоции и защитная реакция остаются такими же, как и у детей 20–40 лет назад. Многие страхи, которые на слуху, не приносят детской душе глубоких ран. Травматичны для детской психики те переживания, которые глубоко скрыты в душе малыша: боязнь потери одного из родителей (умрёт, уйдёт, убьют), развода мамы и папы, страх быть отвергнутым родителями, подозрения «я не родной, а приёмный», или «а вдруг меня разлюбят после рождения второго малыша».– Стали ли современные дети менее пугливы? Ведь из всех видов СМИ буквально потоками изливаются сцены насилия, тревожные новости и т. д.
– Да, из-за этого дети стали циничнее и изощрённее в выражении злости. Это очень печально и грустно осознавать. Но и мир изменился. Он стал быстрее, жёстче. Мощный информационный поток несёт с собой каждый день боль и ужас: катастрофы, землетрясения, террористические акты, войны, взрывы. Живя здесь в Ростове, мы знаем в красках, что произошло в Бейруте. Это всё находит отражение и в мультфильмах для детей, и в детских играх. В таких условиях дети точно стали тревожнее, как впрочем, и родители. Помните, чем беспокойнее реагируют мама и папа на происходящее вокруг (ужасаются каждой новости, делают звук на ТВ громче, когда диктор рассказывает о страшной аварии), тем пугливее ведёт себя ребенок.
Слышать и сопереживать
– А давайте на распространённом примере покажем, как родители могут помочь ребёнку преодолеть страх?
– Работа со страхом кропотливая, требует от мам и пап терпения и выдержки. Важно соблюдать нехитрые правила. Обходитесь без обесценивающих выражений: боится как девчонка, трусишка, нашла чего бояться. Давайте достаточно времени ребёнку на проживание страха (о течении времени не судите по себе, судите по реакции ребёнка). Поддержите ваше чадо информацией: подробно, без обмана расскажите о предстоящей манипуляции. Расскажите о том, что испытывали раньше вы. Этого достаточно, чтобы страх (например, перед врачами) не закрепился и не мешал в будущем качеству жизни.
– Наверное, надо отдельно сказать о подростковых страхах, так называемых комплексах.
– Основная проблема подростков в том, что они ещё не взрослые и уже не дети. Они зависают как бы в состоянии «между». Задача подростка – найти общий язык со сверстниками, занять своё место в группе, наладить взаимоотношения с противоположным полом и отгородиться от своих родителей. Когда с этим возникают проблемы, начинаются нешуточные переживания и сложности. Тут страх отвержения, своей никчёмности, непривлекательности. Параллельно подростки страдают от родительского контроля и ограничений. И не всегда дети готовы поделиться своими страхами и сложными ситуациями с родителями. У тинэйджеров мама и папа, к сожалению, не всегда авторитет. Это не из-за плохого воспитания или отсутствия любви, это естественный ход развития человека на данном этапе. Поэтому помощь родителя уж точно не в чтении нотации на тему как правильно жить. Попробуйте рассказать о себе, вспомните свои переживания. Возможно, удастся наладить с подростком контакт. Но главное – не давите на него!