Документ может быть подписан уже в июле. Это означает, что в новом учебном году подросткам придётся проходить тесты. По мнению властей, такая мера поможет выявить начинающих наркоманов и припугнуть тех, кто только подумывает «кайфануть». Насколько оправданы эти надежды?
Пора кричать «Sos»
Законодательно ввести процедуру тестирования на наркотики для учащихся образовательных учреждений предложил в конце прошлого года губернатор Василий Голубев. Свою идею глава региона объяснил тем, что терпеть дальше нельзя: последние восемь лет показатели уровня наркомании в Ростовской области стабильно превышают среднероссийские. Причём речь идёт только об учтённых фактах употребления наркотиков. Так, в настоящее время официально зарегистрированных наркоманов на Дону проживает порядка четырнадцати тысяч. Когда же губернатор поинтересовался, насколько объективна данная цифра, ему ответили, что для полноценного представления о ситуации эти цифры её следует умножить на десять.
При этом с каждым годом наркомания молодеет. «Группу риска», как подчеркнули в министерстве образования, сегодня составляют старшие школьники, учащиеся профессионально-технических учебных заведений и воспитанники интернатов. С них и решили начать власти, предложив тестировать подростков на наркотики. На разработку соответствующего постановления ушло полгода.
До 15 и старше
Изначально планировалось, что проходить проверку будут лишь старшие школьники, однако затем к тестированию решили привлечь и младших - тем, кому ещё не исполнилось пятнадцати, соответствующее разрешение должны предоставить родители. Учитывая, что сегодня встречаются уже двенадцатилетние наркоманы, снижение возраста выглядит оправданно. И это единственное положительное изменение - прочие положения документа вызвали у привлечённых нами экспертов немало вопросов.
- Подчёркивается, что тестирование будет добровольным, - говорит руководитель фонда помощи наркозависимым «Спарта» Владимир Резванов. - Понятно, что сделать его обязательным не позволяет закон. Но можно ли тогда говорить об эффективности тестирования? Ведь те, кто курит анашу или употребляет таблетки, могут отказаться от его прохождения и получится, что в школе нет ни одного наркомана. Но предположим, что кого-то всё-таки удастся выявить. Вопрос: что делать потом? Если не говорится о последующем лечении наркозависимых, то выходит, что результатом тестирования, на которое выделяются немалые деньги, станет только голая статистика, причём далеко не объективная.
Также, как отметили специалисты, в постановлении не говорится ни слова о конфиденциальности тестов. Наоборот, рекомендуется «обеспечить информирование педагогических, родительских и ученических сообществ о ситуации по употреблению наркотических средств», одновременно все данные будут переданы в антинаркотическую комиссию. Это само по себе может заставить многих родителей задуматься, стоит ли им давать своему ребёнку разрешение на прохождение теста. Таким образом проверка, на которую возлагались большие надежды, грозит обернуться кампанейщиной. Если, конечно, в проект постановления не будут внесены изменения - время для его доработки ещё осталось.