Одни из них основываются на фактах, другие кочуют из поколения в поколение в качестве анекдота, но все вместе эти «преданья старины глубокой» и создают тот местный колорит, которого не встретишь больше ни в одном другом городе. О чём же любят посудачить в Ростове и что здесь правда, а что вымысел?
Лошадиная история
Памятник «Освободителям Ростова от белогвардейцев», стоящий на площади Советов, знает каждый ростовчанин. А гости города, побывавшие в донской столице, обязательно выкладывают у себя в блогах фотографии скульптуры, точнее, его отдельного элемента.
Однако немногие знают, что этой достопримечательностью Ростов обзавёлся случайно. Монумент, изображающий командарма Будённого на вздыбленном коне, матроса с гранатой и солдата с ружьём знаменитый автор «Родины-матери» Евгений Вучетич изначально ваял для Волгограда. Композиция «Оборона Царицына в годы Гражданской войны» была уже готова, когда местные власти вдруг сообразили: обороной города тогда командовал Сталин. Поставить памятник «вождю народов», чьё имя в ту пору старались не вспоминать, означало навлечь на себя большую головомойку. Под благовидным предлогом от памятника отказались.
Однако хитроумный Вучетич нашёл выход. Повесив новую табличку, мастер предложил своё творение… Ростову. А что, освобождали ведь будённовцы город от белых? И революционные матросы вместе с ними тоже шли – так что исторически всё верно!
- Для доставки монумента был создан специальный вагон, - рассказывает руководитель регионального отделения общества охраны памятников Александр Кожин. – На открытие пригласили старых будённовцев.
Это обстоятельство и стало роковым. Увидав отлитого в бронзе командарма, пожилые бойцы растрогались, однако уже через минуту над площадью гудел ропот. «Не ездил Будённый на кобылах! – возмущались они. – Не командирское это дело!». Чтобы не расстраивать заслуженных ветеранов, Вучетичу пришлось исправлять ошибку. Так бронзовый конь и обзавёлся гигантскими гениталиями, над которыми теперь хихикают и ростовчане и гости города.
Нечисть Зелёного острова
Аномальной зоной номер один любят называть уфологии расположенный напротив Нахичевани Зелёный остров. Вслед за ними вот уже несколько десятилетий передают ростовчане друг другу страшные байки о привидениях и необъяснимых явлениях, то и дело случающихся здесь. Чаще всего встречается рассказ о летающей тарелке, потерпевшей над островом катастрофу летом 1941-го года. Органы госбезопасности сразу же засекретили происшествие, а территорию, на которой беспорядочно были разбросаны обломки, взяли под охрану. Именно поэтому в ноябре 1941-го, когда к Ростову подошли фашисты, Зелёный остров до последнего патрона защищал полк НКВД – чекисты эвакуировали найденные артефакты.
Загадка Зелёного острова получила такое распространение, что ей посвятили передачи несколько центральных каналов. Впрочем, как это обычно случается, любая мистика имеет своё объяснение. Из истории известно, что во время немецкого наступления через «секретный» Зелёный остров, как наиболее удобное место для наведения переправы, шла массовая эвакуация. А бойцов 230-го полка НКВД оставили на верную смерть прикрывать отход оттого, что других защитников уже не осталось – Красная армия заранее ушла за Дон.
Клад Сурб-Хача
Под старинным монастырём Сурб-Хач хранятся несметные сокровища, которые сделают нашедшего их человека богачом из богачей…
Кто оставил клад в подземельях? По одной из версий, драгоценности в 1920 году спрятали состоятельные ростовские армяне, справедливо опасавшиеся мародёрства со стороны подступающих к городу конников армии Думенко. Тёмной ночью сундуки с ценностями схоронили в известняковых пещерах, которыми был изрыт монастырский холм. Тайну клада знали лишь несколько богатых нахичеванцев и два старых монаха. Поделиться ею, как гласит легенда, они ни с кем не успели – ворвавшиеся в Ростов думенковцы устроили в городе грабежи и резню, во время которой погибли все, кто владел секретом. Правда, говорят, что во время Великой Отечественной во время авианалёта взрывы разворотили холм, обнажив старые сундуки. Бойцы из комендантской роты взяли место под охрану, но тут вновь налетели «юнкерсы» - охранники погибли, а неисследованный раскоп вновь засыпало.
Недавно появилась и другое предположение: якобы в пещерах Сурб-Хача на самом деле скрывается не армянский клад, а казна запорожских казаков – в то, что она может храниться где-то в окрестностях Ростова, верит немало исследователей. Однако кроме косвенных подтверждений ни одна ни другая версия каких-либо доказательств не имеет.
Подземные тайны
Вот уже многие годы ходят по Ростову разговоры о таинственных подземельях, скрывающихся под улицами донской столицы. Рассказывают, что вся центральная часть города испещрена подземными ходами, соединяющимися между собой и много интересного можно найти в потайных галереях, вот только как попасть в них, не знает нынче никто.
На самом деле расхожая байка не такая уж фантазия. Ходы под Ростовом действительно имеются. Более того, специалистам они известны. К примеру, ещё в 1994 году постановлением горадминистрации в список памятников археологии был включён комплекс подземных крепостных сооружений, расположенный в пределах улиц Соколова, Горького и 7-го февраля. Также известна подземная галерея на территории Первомайского парка, вход в которую начинается прямо от ротонды, и подземный ход у бывшей артиллерийской пристани на Богатяновском спуске, предназначавшийся для стока воды из Богатого колодца. Все они были вырыты для своих хозяйственных нужд обитателями крепости Димитрия Ростовского и сегодня находятся в полуразрушенном состоянии.
Порой за подземные ходы принимают глубокие подвалы старинных зданий, которых хватает в исторической части Ростова. Обнаруживают их, как правило, во время очередной стройки. Так, много лет назад при строительстве кинотеатра «Ростов» в подвал давно несуществующего дома провалился экскаватор.
Чао, бамбино!
Этот приземистый двухэтажный особняк, словно перенёсшийся в центр старого Ростова с неаполитанского побережья, местные жители любят показывать приезжим. Гуляющая по городу вот уже второй век легенда гласит, что дом на Пушкинской,79 ростовский промышленник Иван Супрунов целиком привёз из Италии. Дескать, гулял раз купец по Неаполю и увидал палаццо необычайной красоты. После чего направился прямиком к хозяину и предложил купить у того приглянувшееся строение прямо на корню вместе с фундаментом и бассейном. Удивлённый итальянец вытаращил глаза, но миллионщик продолжал стоять на своём, суля все больше и больше. Когда сумма дошла до миллиона рублей, хозяин сдался.
В разобранном состоянии дом доставили в Ростов и под присмотром Супрунова восстановили обратно. Строительство произвело фурор – полюбоваться на прихоть купца ценой в миллион ростовчане приходили целыми толпами.
К сожалению, красивое предание вряд ли похоже на правду. Особняк и в самом деле похож на итальянские палаццо, однако строился он изначально на ростовской земле. А вот проект Супрунов действительно привёз из-за границы. И обошёлся ему дом вовсе не в миллион, а в семнадцать тысяч рублей, о чём записано в архивных документах. Но проходя по Пушкинской и глядя на остатки мрамора и майолика на фасаде, нет-нет да и вспомнится одна из городских легенд, в которые всегда так хочется верить.