Большинство россиян не планируют покупки нового автомобиля в ближайшее время. Другие рассчитывают приобрести машину на вторичном рынке и одолжить на это денег у друзей, а не у банка. Спрос на новые иномарки падает, и водители всё чаще обращаются к отечественному автопрому. К такому выводу пришли эксперты ВЦИОМ, проведя опрос россиян по всей стране.
В какую сумму обойдётся содержание машины, какие налоги и штрафы ждут автовладельцев, мы поговорили с Виктором Основиным, председателем регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов.
Любишь кататься...
- Виктор Николаевич, о чём, помимо цены, стоит помнить, задумываясь о покупке автомобиля? Из чего складываются текущие расходы?
- Что касается обслуживания и текущих расходов на топливо, шины, ремонт и остальное, посчитать среднюю цифру трудно. Один человек работает по 5-дневному графику и ездит только в офис и обратно, другой каждый день передвигается на машине по городу. Кто-то купит комплект демократичных штампованных дисков и б/у резину, а кто-то - новые литые диски и новые покрышки. Но давайте попробуем прикинуть, во сколько обойдётся содержание автомобиля в год среднему автовладельцу.
Начнём с топлива. Допустим, мы купили машину с расходом в 10 литров 92-го бензина на 100 км и планируем проезжать на ней не более 10 тысяч км в год. С нынешней ценой бензина, чтобы «прокормить» авто, потребуется как минимум 32 - 35 тысяч рублей ежегодно.
Заменить масло в двигателе вместе с масляным фильтром обойдётся в 2000 рублей. Делать это нужно через каждые 10 - 15 тысяч км на счётчике, т.е. в нашем случае примерно раз в год. Плюс замена масла в трансмиссии, которая производится раз в три года, обойдётся как минимум в 6000 руб. на автомате и до 2000 руб. - на механике. Раз в два года меняются антифриз и тормозная жидкость - по 2000 рублей. Прибавим расходы на фильтры - топливный и воздушный: средний владелец тратит на них около 1000 рублей в год.
Новые свечи зажигания нужно ставить каждые 15 тысяч км. Это как минимум 1000 рублей в год. Примерно раз в три года меняются амортизационные стойки - около 10 тысяч рублей за комплект. Накинем ещё 5000 руб. в год за амортизаторы.
Немаловажная статья расходов - резина. Если каждые три года покупать по паре комплектов новых шин - зимних и летних, то выйдет около 15 - 25 тысяч руб. за каждый. Итого получаем минимум 10 тысяч в год. Плюс балансировка, «переобувка», подкачка колёс - ещё около 2,5 тысячи рублей в год.
Два раза в год необходимо делать сход-развал стоимостью 800 - 1500 рублей, итого около 2000 рублей в год. Мойка машины раз в месяц обойдётся примерно в 500 рублей, т. е. 6 тысяч рублей в год.
Помимо этого, купив машину, счастливому владельцу придётся ежегодно тратиться на страховку и оплачивать транспортный налог.
Застраховать легковую машину мощностью до 120 л. с. по ОСАГО водителю-новичку вместе с обязательной диагностикой авто обойдётся примерно в 15 тысяч рублей. Транспортный налог на такой автомобиль составит 1800 рублей в год.
Если сложить всё вместе, получим больше 90 тысяч рублей в год. И не забывайте, что, помимо этого, могут возникнуть непредвиденные расходы на ремонт после ДТП, который страховка не покрывает, и штрафы.
- А теперь ещё автовладельцам придётся тратиться и на платную парковку в Ростове...
- К автовладельцам относятся по принципу «есть деньги на покупку машины - хватит и на всё остальное». Планируется, что час стоянки в центре города обойдётся в 40 рублей. Для тех, кто здесь работает, умножаем минимум на 8 часов. Итого 320 рублей в день, 6400 рублей в месяц, или около 77 тысяч рублей в год! Какую ж надо иметь зарплату? Это безумно дорого! Таким образом хотят убрать автомобили из центра города и сделать более привлекательным общественный транспорт. Но неужели это самый верный способ? В Европе такая практика есть, но там ведь транспорт совершенно другой. Он ходит по расписанию, удобный и чистый.
- Отдельная статья расходов - разбитый асфальт. В ГАИ настоятельно рекомендуют подавать в суд на владельца дороги, если вы, скажем, попали в яму и разбили подвеску. Как это работает на практике?
- Попробуйте отсудить деньги у государства! Это очень сложный и длительный процесс.
Случаи, когда автовладельцы выигрывали такие суды, единичные. Доказать свою правоту непросто. Это требует и материальных, и моральных затрат. Большинство людей машут рукой. Вот недавно наш юрист занимался случаем, когда автомобиль угодил в открытый канализационный люк. Суды длились полгода.
Роскошь, а не средство передвижения?
- Как же выбрать автомобиль, чтобы он не стал потом обузой?
- Смотря для каких целей его приобретать. Универсального рецепта нет. Любая машина требует затрат. Чтобы их компенсировать, нужно иметь постоянный доход. Если автомобиль необходим для заработка денег, есть смысл задуматься о покупке. Если же машина нужна просто для передвижения, то в какой-то степени это уже роскошь. И я отношусь к противникам кредитов: проценты по нынешним временам немалые. Недаром говорят, что кредит - это первый шаг к нищете.
- Выходит, машины будут покупать меньше?
- Всё дорожает не первый год, в том числе и бензин, но машин меньше не становится. На дворе 21-й век: автомобиль - это комфорт, статус и свобода перемещения. Я уверен, что люди не готовы от всего этого отказаться, особенно те, кто уже не первый год за рулём. Скорее всего, водители будут менять свои авто на более дешёвые и доступные модели, которые и в эксплуатации менее затратные, а с покупкой машины более высокого класса наоборот повременят. А если говорить о нынешнем молодом поколении, то оно не боится высоких цен. Молодёжь живёт по принципу «растут расходы, значит, надо увеличивать доходы». Да, сегодня падают объёмы продаж, но на машинах всё так же будут ездить, и пробок от этого меньше не станет...
Хочешь стоять - плати
В скором времени автовладельцам придётся тратиться на платную парковку в донской столице.
- Решать проблему нехватки парковочных мест надо в первую очередь за счёт развития системы хранения автомобилей. Вот почему нам необходимо строить многоуровневые платные парковки. Но только за счёт городского бюджета их не возведёшь, поэтому нужно привлекать инвесторов, а им в свою очередь требуются гарантии, - уверен Арам Егиазарян, директор городского Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения. - Платные парковки решают сразу несколько проблем. Например, увеличивается проходимость общественного транспорта. Вот в Москве в конце 2014 года благодаря платным парковкам скорость движения возросла на 9-10%. Мы ориентируемся именно на эти показатели.
В администрации уверены, что, освободив центр города, в том числе и остановочные комплексы, от как попало припаркованных автомобилей, можно будет добиться бесперебойной работы выделенных для общественного транспорта полос, то есть автобусы смогут ездить по расписанию.
В отличие от большинства российских городов в Ростове систему платных парковок создадут не за счёт средств бюджета, а за деньги инвестора, с которым заключит договор администрация. Предполагается, что победитель с сентября приступит к реализации проекта.
На первые 15 минут парковочное место можно занять бесплатно, а вот потом придётся платить. Ориентировочный тариф - 30 - 40 рублей в час. Более точная цена определится после того, как поступят заявки инвесторов. При этом, согласно критериям конкурсной документации, чем меньшую стоимость претенденты заявят, тем выше их шансы выиграть.
Не исключено, что стоимость парковки будет разной - в зависимости от времени суток и зон города: чем ближе к центру, тем дороже. В зоне платного паркинга будут разнообразные способы следить за соблюдением правил парковки. Это как мобильные средства видеофиксации, например паркон, так и стационарные.
Платные стоянки создадут в границах от улицы Береговой до Текучёва и от Театрального проспекта до Сиверса. На этом участке обещают обустроить около 6,5 тысячи мест. При этом обозначенную территорию охватят парковками постепенно. Сначала организуют пространство на тысячу машин в самом центре города. Это будет своего рода тестирование, которое даст возможность опробовать нововведение. Для маломобильных групп граждан и для тех, кто живёт в зоне платной парковки, места будут бесплатными.