Примерное время чтения: 8 минут
1801

«Унесённые ретро». Какие картины из бумаги делает ростовская художница

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "Аргументы и Факты" на Дону 21/10/2015 Сюжет Необычные хобби дончан
Картина Светланы Дехтяр.
Картина Светланы Дехтяр. Из личного архива

Издалека эти картины напоминают живопись мастихином. Подходишь ближе и видишь: никакой краски, только бумага. В расход идёт всё - глянцевые журналы, каталоги, буклеты. Светлана Дехтяр безжалостно режет и рвёт их на кусочки, а потом на холсте из этого пёстрого хаоса рождаются картины.

Досье

Светлана Дехтяр. Родилась в Ростове-на-Дону. Художник, иллюстратор.

Окончила художественно-графический факультет РГПУ (ЮФУ). С 2005 года работает в технике коллажа.

Участница российских и зарубежных выставок, автор трёх персональных выставок. Работы художницы хранятся в коллекциях России, Германии, Бельгии, Израиля и США.

Фото: Слава Вартанов

«Где вы, девы Евы?»

- Светлана, как вышло, что вы обратились к такой редкой технике?

- Мне всегда нравились моза­ика, витражи, стёклышки в калейдоскопе, создающие непо­вторимые узоры, как отдельные мелкие детали собираются в единое целое. Как в сцене из мультфильма «Снежная королева», где Кай в огромном зале складывал из льдинок слово «вечность». Наверное, так ко мне пришло увлечение техникой коллажа.

А ещё я по профессии дизайнер и большую часть своей карьеры занималась полиграфией и рекламой. Иногда очень сложно найти общий язык с заказчиком. И когда ты рвёшь на кусочки то, что сам создал, это своего рода самоирония. С другой стороны, мои коллажи - это попытка сохранить то, во что было вложено столько сил и времени, ведь любой журнал или буклет после прочтения выбрасывают. А вообще у творчества нет рационального объяснения, это способ самовыражения.

Стопка журналов, холст, фольга, клей и ворох бумажек - так выглядит моё рабочее место. Покупаю и собираю бесплатные глянцевые издания, которые распространяют по торговым центрам, ресторанам. Но журнал журналу рознь, и, изрезав не одну сотню, я выработала свои предпочтения: доподлинно неизвестно, как поведёт себя та или иная бумага, не сотрётся ли красочный слой.

«Искушение»
«Искушение». Работа из серии «Где вы, девы Евы?». Фото: Из личного архива

Каждая моя серия связана с игрой слов, из которой рождаются сюжеты. На первой вы­ставке «Пишу бумагой», которая прошла в 2011 году, я презентовала саму технику. А годом позднее родился проект «Где вы, девы Евы?» Я посвятила его женщинам, которые меня вдохновляют, и тому запретному плоду, который надкусила Ева. Это 22 работы, каждая из которых обнажает стороны женской сущности, рисует многогранный портрет женщины, повторяющей путь прародительницы.

Игра слов в названии и сюжете практически каждой картины: на работе «В яблочко» бильярдный кий целится не в шар, а во фрукт; «Запретный плод» - это фигура женщины с большим яблоком вместо таза и бёдер; «Прошляпила рай» - Ева в головном уборе; «Не дам Адаму» - Ева жадно прижимает к груди яблоко. «Евочка на шаре» - моя интерпретация работы Пабло Пикассо: я «обрезала» не только название, но и сам сюжет работы великого мастера.

Моя нынешняя выставка - «Унесённые ретро». Это две серии работ, объединённых темой движения. Первая серия посвящена ветру. Это 12 картин-абстракций, каждая из которых передаёт своеобразие воздушных потоков. Сирокко, мистраль, харматан, торнадо, бора - всё это названия ветров, которые отличаются не только силой, скоростью или температурой воздуха. Каждый ветер - это стихия, настроение, которое можно передать цветом. Мы не видим ветра, но мы его чувствуем. Поэтому мои картины беспредметны, но призваны вызвать ощущение при помощи цветовой игры: от изнуряющего жаркого хамсина до пронизывающей ледяной боры.

Однажды вошедшие в моду эти автомобили стали классикой.
Однажды вошедшие в моду эти автомобили стали классикой. Фото: Из личного архива

К тому же ветер и сам прекрасный художник. Посмотрите, как он «рисует» на песках пустынь, на степной траве-ковыли, на водной глади рек, озёр и морей.

Вторая серия работ - «Ретро-автомобили». Однажды вошедшие в моду эти машины стали классикой. «Астон Мартин», «Ламборджини», «Феррари» -размеренные или стремительные, как ветер. Поэтому на большей части картин автомобили гоночные. Этот проект о ветре и о том, что само «как ветер». Не случайно производители автомобилей часто дают своим машинам «ветреные» имена, как например Мазератти Мистраль.

Это движение, проверенное временем. И техника коллажа, в которой я работаю,   тоже свое­образная стихия, одновременно разрушительная, как ураган, и созидательная, собирающая целое из деталей.

Творец или продавец?

- Вы как-то упомянули, что из всех художников вам наиболее близки импрессионисты. Картины одного из ярчайших представителей этого течения - Винсента ван Гога в годы его жизни были настолько непопулярны, что ими затыкали окна. А сегодня эти работы оценивают в десятки миллионов долларов. Как объяснить этот феномен?

- Очень многие ныне известные художники при жизни не добились признания. Я не знаю, как это объяснить. Возможно, это недоверие к новому: ведь изначально общество воспринимало импрессионизм, как и многие другие новаторские течения, в штыки. С другой стороны, мы знаем ещё одного экспериментатора - уже упомянутого Пабло Пикассо, который при жизни пользовался огромным успехом. Мало быть художником, надо уметь себя подать, быть продавцом своего творчества. А людям искусства в общей массе это катастрофически тяжело.

Картины Светланы Дехтяр сделаны из бумаги. Фото: Из личного архива

- А вы себя умеете продавать?  Насколько охотно покупают ваши работы?

- Не хочу сглазить, но мне, наверное, всегда везло в этом плане и мои картины оказывались в нужный момент в нужном месте.

- Но не всем так везёт. Организовать персональную выставку - очень недешёвое дело, которое, наверное, не каждый та­лант­ливый художник может себе позволить...

- Одни галереи предоставляют свои площади бесплатно, другие - на бартерной основе, третьи - за процент.

- Как относитесь к расхожему выражению «Настоящий художник должен быть голодным»?

- Ну, глядя на меня, можно сказать, что эта фраза действительно работает, поскольку я обладаю весьма хрупким тело­сложением и за работой часто забываю поесть (смеётся). А если серьёзно, художник не должен голодать, но общество зачастую этого не понимает. Взять хотя бы работу художников-иллюстраторов, которые оформляют книжки, сайты и пр. Часто за их услугами обращаются примерно с таким запросом: «У нас молодая фирма, денег нет. Давай-ка ты нам сделаешь всё по минимальной цене, а лучше бесплатно. Ты ведь любишь рисовать!» Я не скажу, что все заказчики такие, но очень часто люди забывают, что художник   тоже человек, у которого, помимо любви к творчеству, есть семья, и её надо кормить. Всякий труд должен быть оплачен.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах