АО «Крымское АТП» объявило о том, что с первого апреля из-за завершения действия контрактов не будет обслуживать маршруты № 105 и № 105А, которые связывают Ростов-на-Дону с СНТ «Горизонт» и садами «Строитель».
Есть ли замена этому транспорту и почему такое решение сильно возмутило жителей посёлка Красный Крым, разбирался Rostov.aif.ru.
Хутор вырос на порядок
Красный Крым — хутор в Мясниковском районе Ростовской области, он находится в четырёх километрах от границы с Ростовом-на-Дону. В 2010 году здесь жило едва больше 1000 человек, но сейчас жителей стало существенно больше. Причина — в относительно дешёвом жилье, также едут за более свежим воздухом.
«Хутор активно растёт, сдаётся большое количество домов, — рассказал Rostov.aif.ru местный житель Армен П.. — Думаю, неофициально здесь проживает уже тысяч 14. И дальше продолжается стройка, сдаётся большое количество домов. Очереди у нас не только на транспорт, не справляется и школа».Мужчина возмущён тем, что может прекратиться обслуживание двух автобусных маршрутов. По его словам, ими пользуются также жители Ленинавана, Ленинакана, которым нужно добираться в Ростов-на-Дону.
Виновата монетизация?
Гендиректор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян в разговоре с корреспондентом Rostov.aif.ru рассказал, что маршруты №№ 105, 105А работают в первую очередь для дачников и садоводов, при этом обслуживаются они круглый год.
«Это специфичные маршруты, их наполняемость зависит от погоды, — считает Андирас Поповян. — До 90% пассажиров — это льготники, которые ездили раньше бесплатно, а министерство труда РО платило нам за фактически перевезённых пассажиров. Было достаточно средств, чтобы оправдывать эти маршруты».
По словам руководителя АТП, так было до монетизации льгот, которая произошла в апреле 2022 года. После монетизации люди предпочли тратить эти деньги не на проезд, а на что-то другое. Изменения наложились на скачок цен на запчасти, который произошёл весной 2022 года. И когда в мае 2023 года льготникам дали возможность выбора — монетизация или льготы — воспользовались ей, по мнению Андираса Поповяна, немногие из бывших пассажиров автобусов №№ 105, 105А. «В итоге мы два года обслуживаем садовые маршруты в убыток, — отметил транспортник. — Контракт заканчивался в конце 2023 года. Обслуживали маршруты достойно. Меня уговорили, чтобы я ещё три месяца подписал допсоглашение на обслуживание маршрутов, как раз до апреля 2024 года, а за это время решат вопрос с компенсациями. Но сегодня заявили, что в этом году такого решения не будет. В лучшем случае — с 2025 года. Но до какой степени можно использовать нас?».
По словам Андираса Поповяна, предлагались разные варианты решения проблемы — обслуживание маршрутов по брутто-контрактам, чтобы деньги перечислялись за рейсы, либо компенсация части лизинговых платежей, однако пока это осталось лишь разговорами.
«Красный Крым ездит не только на этих садовых маршрутах, пассажиров оттуда также забирают и другие автобусы, в том числе наши регулярные маршруты № 452 и № 456 из Больших Салов и Султан-Салов», — пояснил гендиректор АТП.
Армен П. настаивает, что с учётом стремительно разрастающихся хуторов на северо-западной границе Ростова не хватает даже нынешнего количества автобусов, а сокращение и вовсе сделает проблемным поездки жителей.
«Они как будто не представляют, сколько в действительности здесь ездит людей», — пояснил житель хутора.
Представитель министерства транспорта Ростовской области рассказал Rostov.aif.ru, что информации о судьбе маршрутов №№ 105, 105А после первого апреля пока нет.
«Всё находится в стадии переговоров», — отметил он.
В конце января мы писали об аналогичной проблеме у жителей Щепкинского сельского поселения, где существенно сократили транспорт в Ростов. Автобусы частично вернули, но, во-первых, они работают по временному контракту, а во-вторых рейсов стало меньше. Перевозчик также говорил о невыгодности таких рейсов и необходимости перейти на брутто-контракты.