К концу года большая часть российских автошкол может закрыться. Рост цен на машины не позволяет обновлять быстро изнашиваемый автопарк, запчасти влетают в копеечку, а люди откладывают недешёвые курсы до лучших времён. Всё это может добить бизнес, не успевший оправиться после пандемии.
Как обстоят дела в Ростовской области, выяснил rostov.aif.ru.
ДАЛИ ПО ТОРМОЗАМ
Проблемы, с которыми столкнулся рынок, напоминают принцип домино. Во-первых, основной наплыв учеников в автошколы приходится весной и летом, но в этом году многих волновали другие вопросы, поэтому спрос изначально немного просел.
Во-вторых, многие не успели оправиться после пандемии, когда автошколы были вынуждены простаивать по полгода и при этом платить арендную плату. В-третьих, существует прямая зависимость от ситуации на авторынке: чем больше машин продаётся, тем больше людей идут учиться вождению, а из-за санкций маятник качнулся в обратную сторону.
Но как рассказал замдиректора по учебной части Союза Автошкол Денис Запара, говорить о том, что рынок вот-вот схлопнется, неверно.
Сфера услуг в принципе напоминает качели. «Конец света» наступает регулярно то из-за демографической ямы, то из-за пандемии, то из-за поправок в законе. Например, с марта этого года автошколы обязали предоставлять список учащихся в ГИБДД, чтобы специалисты проверяли, нет ли среди них граждан, лишённых прав, или тех, кому по медицинским противопоказаниям запрещено управлять авто. Звучит так, что кажется, это отпугнёт сотни потенциальных клиентов. Но на деле только прибавилось хлопот самим сотрудникам автошкол, а на процессе особо не отразилось.
КАЧАЮТ ПРАВА
По словам Запары, некоторые автошколы действительно пострадали.
«Но это, как правило, маленькие частные фирмы, где директор сам набирает людей и потом на своём же авто подрабатывает инструктором в каком-нибудь частном дворе. Их десятки открываются и закрываются каждый год вне зависимости от происходящих процессов. Страдают и те компании, которые не выдерживают конкуренции. Например, с регионального рынка ушла старейшая компания «Автоград», которая работала с 1974 года», – говорит он.
Получается, что удержатся на плаву крупные компании, которые делают ставку на сами услуги. Цены на обучение будут расти, но на спросе это не скажется: из-за перераспределения рынка без клиентов автошколы не останутся.
Правда, заплатят за всё это потребители. Ростовчанка Ольга Никушина признаётся, что в этом году наконец-то пошла учиться вождению автомобиля и поразилась, насколько недешёвое это удовольствие.
– Пять лет назад, на рождение сына, муж подарил мне машину. И вот с тех самых пор я каждый год собиралась сдавать на права. Этой весной, когда лихорадочно думали, куда вложить деньги, решили идти в автошколу. Цены с 2017 года на обучение выросли почти вдвое! Но пришлось раскошелиться, так как тянуть дальше нет смысла. В итоге отдали почти 50 тысяч.
Вот и остаётся держаться крепче только за баранку, раз за кошелёк уже не получится.
КОММЕНТАРИЙ
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза:
– На данный момент нам не поступало ни одного заявления от предпринимателей. Думаю, что критической ситуации в этой сфере услуг нет. Санкции в основном ударили по владельцам автомобилей премиум-класса, а что касается бюджетных машин, на которых занимаются в автошколах, то возможность их приобрести осталась. Да, цены выросли, соответственно, вырастет и стоимость услуги. Но оттока желающих получить права не будет. Во-первых, сегодня всё больше людей ценят свободу передвижения, которую даёт автомобиль, а во-вторых, наблюдается подъём из демографической ямы, поток молодёжи не допустит дефицита клиентов.
СПРАВКА
1 сентября вступил в силу приказ Минпросвещения, который в автошколах увеличивает часы обучения в реальных условиях и уменьшает тренировки на площадке. Если раньше из 56 часов практики, чтобы получить права категории «В» (легковые автомобили), кандидаты в водители проводили в «городе» только 32 часа, то теперь учиться водить на оживлённых улицах они будут 38 часов.