Водители стали самой дефицитной профессией в регионе. Пока власти и перевозчики ломают головы, как решить эту проблему, в донском парламенте предложили заменить шофёров роботами.
Есть ли перспективы у развития беспилотного транспорта в области, разбирался rostov.aif.ru
Умные сенсоры из Таганрога
Ростовская мэрия отмечает, что в городе не хватает более тысячи водителей. Половина вакансий этой рабочей специальности свободна, и желающих их занять нет. Подробно об этом rostov.aif.ru писал в № 42 за 2023 год («Шофёр уехал на Донбасс»). Власти Ростова пытаются привлечь рабочие руки за баранки автобусов, в том числе и мигрантов из Кыргызстана. Предприниматели сулят водителям большие зарплаты. А депутат Заксобрания региона Игорь Бураков предложил сделать упор на развитие беспилотного транспорта, какой бы абсурдной эта идея поначалу не казалась.
Учитывая состояние транспорта в донской столице (на него жалуются не только пассажиры, но и сами водители), предложение, действительно, кажется, мягко говоря, фантастическим. Между тем, первые шаги в эту сторону в регионе сделаны были ещё несколько лет назад.
В 2019 году таганрогские инженеры специально для конкурса национальной технологической инициативы «Зимний город» разработали беспилотный автомобиль на базе Kia Soul. Предполагалось, что машина сможет ехать три часа без водителя зимой в плохую погоду. Правда, во время испытаний в кабине всё-таки присутствовал оператор на случай непредвиденных ситуаций.
Начинка машины не особенно отличалась от беспилотников известных производителей, как говорили эксперты. Автомобиль оснащён системой навигации, лазерными дальномерами, лидарами (дальномерами оптического распознавания) и бортовым компьютером. Но в правительстве региона сообщили, что при создании проекта использовались уникальные инновации, разработанные донскими специалистами.
«Решение заняться беспилотниками – не самоцель. Мы рассматриваем наш беспилотник в первую очередь как исследовательскую лабораторию, которая поможет развить компетенции в области автономного управления движением. Они необходимы для многих смежных областей», – говорил тогда главный конструктор проекта беспилотного автомобиля «Я сам» Павел Бутов.
Таганрогский «Я сам» вошёл в пятёрку финалистов конкурса, был отмечен за лучшее время прохождения круга. Сообщалось, что создатель ноу-хау, компания «НКБ ВС», завершает разработку опытных образцов линейки «умных сенсоров» для беспилотных машин, чтобы предложить их отечественным автопроизводителям.
В самой компании о реализации своих задумок rostov.aif.ru рассказывать не стали. Но на сайте разработчика указано, что итогом проекта «Я сам» стало создание и вывод на рынок уникальных для России датчиков технического зрения. Технологические наработки и продукты проекта могут использоваться в том числе в общественном и личном беспилотном транспорте и разведке и сборе информации.
А Бураков, говоря о беспилотном общественном транспорте, упомянул, что «в Таганроге для ведущих автоконцернов мира разрабатывают мозги беспилотных автомобилей».
Отечественный прототип
Подобный проект разрабатывают и в Донском государственном техническом университете, только не на базе иномарки, а на основе родной LADA Granta.
Как рассказал rostov.aif.ru научный руководитель проекта Павел Скубак, в центре робототехники вуза студенты и сотрудники занимаются созданием комплекта автоматизации транспортных средств в рамках проекта НОЦ ЮГА России. По его словам, учёные намерены сформировать набор универсальных решений для дооснащения серийных машин, которые потом смогут в автономном режиме помогать при строительстве дорог и производстве сельхозпродукции. Выбор марки автомобиля случайный.
«LADA Granta стала нашим первым рабочим прототипом – вуз приобрёл новый серийный автомобиль и передал нам его для проведения исследований. В ворота лаборатории машину мы закатили в начале марта 2022 года, а уже в июле тестировали её на полигоне автоконцерна «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, там проходят ежегодные открытые испытания беспилотных транспортных систем «Робокросс». На этих испытаниях системы, разрабатываемые инженерными командами, проходят испытания и решают задачи, максимально приближенные к тем, которые выполняют водители в каждой поездке. Наша разработка успешно прошла испытания и была отмечена бронзой», – пояснил Скубак.
При этом он отмечает, что образца техники, которая может работать в городских условиях, ждать пока не стоит – в рамках разрабатываемого решения такая задача перед коллективом не ставилась. Но наработки уже нынешним летом использовались в коммерческих целях.
«К нам обратилась компания, которая заказала разработку системы роботизации механической двенадцатиступенчатой трансмиссии грузового автомобиля. Передали в работу самосвал китайского производства в апреле, а в августе и сентябре на полигоне Шаповалова в Змиёвской балке прошли приёмочные испытания прототипа комплекса роботизации. Кроме того, так как в качестве прототипа наша команда изначально использовала Lada, то мы обратились в компанию «АвтоВАЗ» с предложением о совместных работах или выполнении заказных исследований. Команду разработчиков пригласили посетить завод в Тольятти и презентовать свои наработки. Сейчас между ДГТУ и автопроизводителем заключены соглашения о сотрудничестве и идёт обсуждение совместных научно-исследовательских работ», – рассказал эксперт.
Дорого и сложно
Беспилотные машины уже сегодня тестируют многие компании во всём мире. Среди них не только заграничные Aptiv, Waymo, General Motors, Baidu, но и отечественный Яндекс. Цены на такие автомобили зашкаливают (например, беспилотник Яндекса оценён в 60 тысяч долларов США). И основа из российского автопрома ситуацию кардинально не меняет: беспилотный транспорт обойдётся в разы дороже обычного.
«Если рассматривать оснащение автомобиля сенсорами и системами для встраивания его в существующую городскую среду – да, это очень сильно увеличит стоимость. Если сравнить её с системами, которые тестирует Яндекс в Сколково и Иннополисе, то стоимость однозначно превысит стоимость самого автомобиля (в случае с Granta с механической трансмиссией). И проблема сейчас не столько в том, что основные компоненты таких систем недоступны из-за санкций, сколько в том, что встраивание «роботов» в неструктурированную городскую среду ведёт к значительному их усложнению и удорожанию», – говорит Павел Скубак.
Но по его словам, решение есть: трансформация городской среды и перенос части необходимых задач с транспортного средства на объекты инфраструктуры.
«Приведу пример: для того чтобы увидеть дорожный знак или светофор, роботу нужно в разы больше вычислительных мощностей, чем, например, при получении радиосообщения, содержащего информацию о сигнале светофора или об информации на знаке впереди. Но и установка такого передатчика на перекрёстке обойдётся дороже, чем оборудование обычного светофора или знака», – поясняет научный сотрудник.
Инфраструктура в любом случае имеет первостепенное значение. Павел Скубак уверен, что появление беспилотных автобусов на улицах Ростова невозможно без её глобальной модернизации.
«Маловероятно, что удастся заменить водителей на всех маршрутах в ближайшее время. Можно рассмотреть только отдельные участки с меньшим трафиком и выделенной автобусной полосой», – говорит эксперт.
Мнение «за»
Председатель комитета Заксобрания Ростовской области по экономической политике Игорь Бураков:
– Нам нужно стимулировать автоматизацию, роботизацию, использование искусственного интеллекта, чтобы тяжёлый и неприятный труд доверить машинам и высвободить людей, которых не хватает в других секторах экономики. У нас есть представление, что надо сначала повысить производительность труда, а потом зарплату. И это как раз тормозит роботизацию. Как только мы начнём повышать зарплату, появятся стимулы активней внедрять новые технологии для того, чтобы высвобождать людей на производствах.
Мнение «против»
Главный редактор интернет-портала «Южный автомобиль» Максим Черкашин:
– Беспилотный общественный транспорт в Ростове на данный момент – это идея утопическая. Ведь речь идёт не только о самих машинах. Под беспилотные автобусы и трамваи сначала нужно построить специальную инфраструктуру: выделенные линии, соответствующие развязки и т.д. Это обойдётся в огромную сумму. К тому же, нужно понимать, за какой период этот беспилотный транспорт может окупиться и не окажется ли чрезмерно высокой цена проезда в таких автобусах. Возможно, проще поднять зарплаты водителям и стоимость проезда в имеющемся общественном транспорте? Вопрос можно решить гораздо быстрее и дешевле, если, например, мэрия частично компенсирует перевозчикам их затраты.