Пандемия, низкие доходы, рост цен на топливо, бесконечные проверки и штрафы держат предприятия пассажирского транспорта в напряжении. Но это только вершина айсберга проблем в отрасли.
О том, что не так с пассажирскими перевозками и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию, мы поговорили с генеральным директором АО «Крымское АТП» Андирасом Поповяном.
Пожинаем то, что посеяли
– Андирас Арутюнович, сегодня у тех, кто занимается пассажирскими перевозками, накопилось очень много проблем. А какая из них главная? Ведь всегда есть тот самый корень зла.
– Проблемы, действительно, возникли не сегодня и не вчера. Они складывались годами. Последние 10–15 лет точно. Если называть главную – федеральными законами система общественного пассажирского транспорта планомерно загоняется в тупик. Эти законы зачастую очень низкого качества. Порой один пункт закона противоречит другому. Меняются чиновники и депутаты, которые всё это принимают. И в итоге за принятые решения никто не отвечает.
В 2015 году вышел 220-й ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров...», по которому мы работаем. В 2012 году я был на съезде Российского союза автотранспортников, где депутат Госдумы зачитывал проект этого закона. Весь зал обомлел – такая там дикость и беллетристика. Никакого отношения это не имело к практике. И тот же депутат говорит: «Товарищи, мы понимаем, что закон несовершенен. Но давайте хоть что-нибудь примем, а потом внесём изменения». Вам понятна такая логика? Весь зал захлопал в знак протеста. И что? Закон принимают. Мы, профессионалы-транспортники, были категорически против, но кто нас послушал? Сегодня мы пожинаем последствия.
– Какие ещё абсурдные, на ваш взгляд, требования есть сегодня в законодательстве?
– Например, то, что для организации пассажирских перевозок не нужна база, не нужна инфраструктура. Были бы автобусы, и можно выходить на конкурс. Вот и выходят на него «перевозчики», у которых кроме одного стола в арендуемом кабинете и диспетчера больше ничего нет. Разве на этом уровне можно организовать такую серьёзную работу как перевозка пассажиров?
Я 25 лет работаю директором АТП и почти 45 лет на транспорте. И чётко знаю: основой перевозок должна быть инфраструктура. Так нас учили в автотранспортном техникуме и вузе. Так всё было устроено в советское время. Ведь автобусы нужно обслуживать. Это и технический контроль, и сервисная служба, и медицинский контроль, и система безопасности движения, службы главного механика, главного энергетика и главного инженера и т. д. Это целый большой механизм, направленный на организацию и обеспечение качественных пассажирских перевозок.
Кадры стоят денег
– Сегодня многие перевозчики жалуются на нехватку кадров. Откуда возник дефицит?
– А как это было в советские времена?
– Существовала каста водителей пассажирского транспорта, в которую далеко не всех пускали, случайных людей там не было. Водитель автобуса получал в среднем 500 рублей. И это были очень хорошие деньги. Пока нет достойной зарплаты у водителей, ремонтников или специалистов, качественного состава ждать оттуда невозможно. Достойная зарплата для водителя – это 50–70 тыс. рублей. На такую высокоответственную работу качественный специалист при мизерной зарплате не придёт. Те деньги, что сегодня платят водителю автобуса, он может заработать в «Магните» или каком-то логистическом центре. И без нервотрёпки. У меня 37% состава – это люди пенсионного возраста. А что завтра будет? Молодёжь в эту сферу не идёт.
– Автошколы и училища разве не готовят сегодня кадры для вашей отрасли?
– Мы пробовали даже делать это сами. В 2008 году договорились о сотрудничестве с филиалом таганрогского профтехучилища, которое готовило автослесарей и автомехаников. Оборудовали у себя классы, выделили мастерские для практики, и три года студенты здесь учились. По 30 человек в каждой группе. Я был председателем выпускной госкомиссии. В итоге ни один мальчик не остался на производстве!
Как убили рентабельность
– А что мешает сегодня платить водителям достойную зарплату?
– Я с радостью поднял бы заработную плату, иначе у меня и те кадры, что есть, разбегутся. Но с чего поднимать? Нашу рентабельность тоже похоронил федеральный закон, когда бюджет перестал компенсировать выпадающие доходы. А по экономически обоснованному тарифу сегодня никто не платит. В конце 2019 года мы посчитали свой экономически обоснованный тариф. Вышло 2 рубля 94 копейки один пассажирокилометр. Мы его защитили, но региональная комиссия утвердила тариф для пригородных перевозок вдвое ниже – 1,83 рубля. Сейчас он – 2,25 рубля, а как выросли цены с 2019 года, все знают.
Чем перевозчик может компенсировать эту разницу? Если нельзя сэкономить на налогах, топливе или тарифе, на чём экономить? Отвечу. На зарплате, ремонте и несвоевременном обновлении подвижного состава. Эта экономия чревата потерей кадров и качества подвижного состава.
– Какие ещё основные затраты есть у пассажироперевозчиков?
– Основное – это топливо. Для сравнения: в СССР проезд в автобусе стоил 5 копеек. Столько же стоил литр дизельного топлива – один пассажир приносил литр топлива. Сейчас литр дизтоплива – 60 рублей, а проезд в городе – 29 рублей.
Но у нас добавились и другие затраты. Системы ГЛОНАСС и ЭРА ГЛОНАС, тахографы, кассовые аппараты по безналичному расчёту, система видеонаблюдения и прочее, всё это выливается в серьёзную копеечку для перевозчика. В тарифах никак не учитывается. А это колоссальные затраты.
Из последнего: на входе в автобус должна быть табличка с шелкографией для слепых. В ней зашить номер маршрута, куда следует, название организации. Заказать её стоит баснословных денег. А смысл? Если слепой человек пришёл без сопровождающих, ему другие пассажиры быстрее всё расскажут. А если рядом никого нет, тот же водитель выйдет из автобуса и поможет. Зачем же до абсурда всё доводить? При нашей-то рентабельности.
Мы все в одной лодке
– И какой может быть выход?
– Всё уже давно изобретено. Пассажирские перевозки в СССР были планово-убыточными. Во многих высокоразвитых странах общественный транспорт сегодня тоже планово-убыточный, даже в Швейцарии. Потому что любое предприятие должно работать с прибылью. Так было и тогда, и сейчас. Законы экономики одни – от них не убежишь. Мы не хотим быть иждивенцами, мы хотим, чтобы было справедливо.
– Но наше население тоже ведь нищее!
– Я к этому и веду. Нельзя постоянно поднимать тарифы для населения. У людей тоже есть предел платежеспособности, за который выходить ни в коем случае нельзя. Но качеством и безопасностью тоже нельзя жертвовать. И мы, перевозчики и пассажиры – заложники одной системы, Значит, нужно искать какую-то схему. Но никто не хочет этим заниматься.
– А как вы относитесь к монетизации льгот? Чтобы льготники сами платили за проезд, получая компенсацию?
– Ассоциация перевозчиков уже высказалась негативно об этой инициативе. Потому что сегодня фактически за счёт этих денег мы можем хоть как-то сбалансировать свой бюджет. Если их не будет, треть перевозчиков точно уйдут с рынка. Вот у нас шесть дачных маршрутов. Из Ростова люди ездят на дачи, которые находятся на территории нашего района. Почти 80% – это льготники, заслужившие у государства право бесплатного проезда в транспорте.
На дачи многие ездят не от хорошей жизни. Подышать свежим воздухом и что-то вырастить для себя – яблоки, помидоры и морковку. Компенсацию за проезд насчитали смехотворную. Когда есть право бесплатно ездить, человек ездит. Когда ему дадут на это рубль, он потратит его на что-то более важное. Если будет монетизация, я сразу напишу заявление и откажусь от этих маршрутов. И не только я. Транспортного обеспечения садовых и дачных участков просто не будет. Потом уйдут и внутрирайонные маршруты. Потому что нет такого маршрута, который можно держать без дотаций в том или ином виде.
Мы донесли свою позицию до министра транспорта Ростовской области Владимира Окунева, а он, в свою очередь, до губернатора. Нас услышали и пока монетизацию льгот отложили. На местном уровне легче работать. Особенно с районной администрацией. Здесь быстрее понимают, чем грозит коллапс на транспорте.
Когда станет лучше?
– Вы всегда были оптимистом. А как сегодня?
– Я долгое время думал, что рано или поздно наш рынок, всё же, станет цивилизованным. Не стал. К сожалению, с годами я прихожу к выводу, что отрасль на уровне загнивания. Есть два принципа работы – по закону и по понятиям. По понятиям – это значит платить всем, чтобы тебя не трогали. Я стал директором в 1997 году. Решил работать только по закону, и никто меня не тронет – придут, проверят и всё. Не тут-то было.
Перевозками должны заниматься не случайные люди, а профессионалы. Как это всегда и было. Всё должно быть поставлено правильным образом, и в первую очередь – финансово-экономическая составляющая. Пока этого не будет, улучшения ситуации можно не ждать.