Примерное время чтения: 7 минут
410

Шофёр уехал на Донбасс. Почему в Ростове остро не хватает водителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Ростов" 17/10/2023
За баранкой в Ростове остаются возрастные водители, молодёжь ищет зарплат повыше в новых регионах.
За баранкой в Ростове остаются возрастные водители, молодёжь ищет зарплат повыше в новых регионах. / Артем Соболев / www.globallookpress.com

Ещё одна рабочая профессия вышла в топ самых оплачиваемых в регионе. Если раньше высокими зарплатами работодатели заманивали слесарей и сварщиков, то сегодня один из сервисов по поиску работы сообщил, что донским водителям предлагают получку от 100 тысяч до 160 тысяч рублей в месяц.

Причина в катастрофическом дефиците таких специалистов, рассказали rostov.aif.ru эксперты.

Переманивают на новые территории

Одной из самых высоко­оплачиваемых профессий октября стала специальность водителя. Причём, сразу в нескольких регионах страны. В Москве водитель грузовика – на четвёртой строчке рейтинга, в Казани – на третьей, в Воронеже – на второй, а в Екатеринбурге, Самаре и Ростове вакансия водителя возглавляет топ предлагаемых зарплат. И они высоки во всех регионах – от 120 тысяч до 250 тысяч рублей.

В донской столице самую высокую зарплату предлагают водителям с личной грузовой машиной – от 160 тысяч рублей ежемесячно. На третьем месте, после врачей-неврологов, водители-экспедиторы, им готовы платить от 100 тысяч рублей в месяц.

Пока донская столица отходит от шока от предполагаемых доходов шофёров, реальная получка чувствительно отличается. Так, по данным директора по развитию рекрутинговой компании «Кадровик» Ивана Сафонова, средняя заработная плата водителей в Ростове – 60 тысяч рублей. Высокие зарплаты, о которых идёт речь в рейтинге, платят преимущественно водителям категорий С и Е.

«Такие вакансии в дефиците были всегда, – поясняет он. – В нынешнем году ситуация усугубилась ещё и оттоком донских водителей на работу в присоединённые территории, в основном Мариуполь. Зарплаты там предлагаются высокие, поэтому многие водители готовы рискнуть».

Вторая причина дефицита водителей грузового автотранспорта на ростовском рынке – уборочная кампания, считает Иван Сафонов. По его словам, начиная с августа, в регионе зерновозы безостановочно перевозят урожай, который был рекордным за последние годы (15,4 миллиона тонн ранних зерновых).

«Несмотря на такой спрос на водителей, даже там их постоянно не хватает. В наше агентство всё время прилетают заявки на подбор водителей категорий С и Е, но мы их даже не берём в работу, потому что закрыть такие вакансии крайне тяжело в настоящее время», – объясняет он.

От этого страдают местные предприятия, которые не способны поднимать бесконечно заработную плату, что могут делать зерновики и организации, обслуживающие новые территории.

«Сейчас в регионе очень сложно найти водителя-экспедитора, допустим, на микроавтобус с зарплатой 60 тысяч рублей. Если раньше это считалось хорошим доходом для водителя категории Б, то сейчас нет. Имея категорию выше Б, они уже смотрят в сторону Донбасса или компаний, занимающихся транспортировкой зерна», – заключает Сафонов.

«Теряем миллионы»

Ситуацию с водителями пассажирского транспорта руководитель компании-перевозчика «Аксай-Авто» Олег Денисов охарактеризовал и вовсе как катастрофическую. Напомним, ранее власти Ростова сообщали о том, что городу не хватает около тысячи этих специалистов.

«У нас стоят новые автобусы, нет водителей, желающих на них работать. И это объяснимо: труд адский, нет элементарных туалетов и комнат отдыха на конечных остановках. А ведь есть даже городские маршруты, например, 56-й (ГПЗ-10 – Верхний Темерник), протяжённостью 2,5 часа, что говорить о пригородных», – поясняет он.

По словам Олега Денисова, и на зарплату 100 тысяч, которую предлагают перевозчики, очень мало желающих.

«Когда я озвучиваю эту цифру чиновникам, они не верят, говорят: «Может, мне пойти работать – такие деньги!» Да вы здесь и дня не выдержите!» – утверждает глава компании-перевозчика.

По его мнению, проблема дефицита рук в отрасли – в утерянном престиже профессии, молодёжь на эту работу не идёт. Основная масса ростовских водителей – люди в возрасте 50+. Денисов также упоминает об оттоке донских водителей на Донбасс – там условия лучше и зарплаты выше. Эксперт считает, что проблему не решит и грядущее повышение цен на проезд.

«Заявленные властями 39 рублей, – говорит он, – это тариф вчерашнего дня. Стоимость проезда в Ростове должна составлять не менее 50 рублей».

Причём, чем дальше от Ростова, тем ситуация хуже. На многих сельских маршрутах водителей нет вообще, поэтому в некоторые населённые пункты общественный транспорт и вовсе не ходит. Под угрозой и садовые маршруты донской столицы.

«С 1 апреля 2022 г. льготники по желанию получают 1000 руб. в месяц компенсации за проезд или талон на бесплатный проезд, но этого недостаточно для нормальной работы общественного транспорта на садовых и других социально значимых маршрутах с низким пассажиропотоком. Мы выходим в рейсы себе в убыток, речь идёт о потере перевозчиками 3-5 млн рублей в месяц. Власти нам обещают решить этот вопрос, но всё откладывают. Так же, как и введение брутто-контрактов, которые позволили бы получать не выручку от пассажиров, а плату за выполнение графиков и выпуск автобусов на линию. Кончится тем, что мы в итоге просто остановим маршруты», – говорит Денисов.

Свои уедут – позовём чужих?

Информацию о массовом исходе донских водителей в соседний регион ещё в конце сентября сообщали и наши коллеги. Так, donnews.ru со ссылкой на представителей нескольких ростовских автотранспортных предприятий пишет, что водители автобусов из Ростовской области уезжают работать в Донбасс, где размер их ежемесячной зарплаты доходит до 200 тыс. рублей.

«Возрос спрос на водительский состав со стороны предприятий, находящихся на вновь присоединённых территориях. В результате наблюдается отток водительского состава», – подтверждают эту информацию и в донском минтрансе.

Что касается донских властей, то они привлекают дончан за баранку автобусов размещением объявлений о вакансиях, рассылкой писем с просьбой вернуться уволившимся сотрудникам. Также планируется наладить взаимодействие с профильными колледжами и разработать расширенный соцпакет: дети водителей в школах смогут питаться бесплатно, а за ЖКУ семьям представителей этой рабочей профессии можно будет платить меньше. Заговорили и о субсидиях для оплаты части ипотеки.

Решать вопрос нехватки водителей общественного транспорта в Ростове местные власти пытаются и с помощью привлечения мигрантов, как пишет сетевое издание Ro.today. Со ссылкой на представителей ростовской мэрии издание сообщает, что в донской столице собираются трудоустроить 60 водителей автобусов из Кыргызстана. Ранее специалисты дептранса города встретились с представительством минтруда, социального обеспечения и миграции этой страны, достигнув договорённости о привлечении людей в штат. По итогам было принято решение о трудоустройстве в транспортные компании города не менее 30 человек до первого декабря 2023 года. А до первого января 2024 года примут на работу ещё 30 водителей из Кыргызстана.

Проблема дефицита рабочих рук в отрасли – в утерянном престиже этой профессии. Основная масса ростовских водителей – люди в возрасте 50+.

За баранкой в Ростове остаются возрастные водители, молодёжь ищет зарплат повыше в новых регионах.

Шофер уехал на Донбасс
Шофер уехал на Донбасс Фото: АиФ-Ростов/ Андрей Трофимов

Кстати
На днях многие региональные СМИ обратили внимание на вакансию водителя электробуса с зарплатой до 120 тыс. рублей, опубликованную на популярном сервисе для поиска работы. Работодатель – Ростовская транспортная компания – ищет специалиста с опытом работы не менее года, имеющего водительское удостоверение с открытой категорией D. Правда, предприятие предупреждает: прежде чем сесть за руль новенького электробуса, кандидату придётся некоторое время поводить обычный автобус, чтобы подтвердить свои профессиональные качества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах