Примерное время чтения: 7 минут
394

Пошло не по плану. Как изменения повлияли на работу транспорта в Ростове

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ на Дону" 08/08/2023
Пока реформа не привела к решению проблемы общественного транспорта, автобусов на линиях по-прежнему не хватает.
Пока реформа не привела к решению проблемы общественного транспорта, автобусов на линиях по-прежнему не хватает. / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

 Осень 2018 года запомнилась ростовчанам как время «транспортной революции», тогда из-за нехватки общественного транспорта люди не могли уехать по нескольким направлениям. На это наложилась и плохая осенняя погода. Из-за ошибок некоторые чиновники тогда лишились своих должностей. Те старые контракты перестали действовать, и власти снова взялись за реформу.

Что изменилось на этот раз? Учли ли недостатки прошлого, и почему пассажиры опять недовольны? Выяснял «АиФ на Дону».

От Суворовского и дальше

Больше всего жалоб в соцсетях писали жители микрорайона Суворовского. Там сменился перевозчик на маршрутах № 18 (следует через улицу Вятскую и Сельмаш на площадь Карла Маркса) и № 81 (следует через проспект Михаила Нагибина и улицу Нансена в ЖК «Красный Аксай»).

«Хожу пешком, – написал ростовчанин Антон. – Автобус может не приезжать даже час, хотя раньше ходил раз в 10 минут. Теперь просто едут мимо остановок».

«Стало сложнее дождаться транспорт, – указала в одном из городских пабликов местная жительница Ирина. – Автобусов на линии явно стало меньше, чем было».

И всё-таки произошедшее на данном направлении можно считать форс-мажором. Запомнившийся многим ростовчанам перевозчик «Ипопат-Юг» ушёл с рынка, в последние месяца эти машины работали как ООО «ТРАК». Заполнять «дырку» пришлось остальным компаниям.

В итоге ООО «ЮТК», чтобы выйти на маршруты №№ 18 и 81, нужно было двукратно увеличить количество водителей. Кроме того, чтобы посадить вновь пришедшего водителя за руль, необходимо сначала пройти 32-часовую стажировку. Но даже если жалоб от пассажиров поступает меньше, это не означает, что транспорт ходит удовлетворительно. Есть районы, где люди просто пока ещё не так активны в социальных сетях, однако страдают не меньше. Менее половины от положенного по новым контрактам транспорта выходит и на маршруты №№ 45 и 47 с улицы Стартовой.

Даже если от пассажиров жалоб поступает меньше, это не означает, что транспорт ходит удовлетворительно.

Около 2/3 положенного числа выходит на маршруты №№ 35 и 42 с ЖК «Платовский» и на маршрут № 74 с ЖК «Соловьиная роща». Недовыпуск ощущается и в Новом поселении, и даже в Александровке. Маршруты №№ 13, 50, 90 А, 92 А вообще стали работать не каждый день, хотя власти обещали реанимировать их работу.

На маршрутах №№ 51 и 61 количество не снижали, но живущие на улице Мечникова ростовчане возмущаются их вместительностью.

«Район застраивается, а ездят маленькие маршрутки, – удивляется в соцсетях Ольга. – Как туда влезть с ребёнком, я не говорю уже про коляски? Нельзя на эти направления ставить такой маленький транспорт».

Неблагодарная работа

Новые контракты изменили и положенное количество транспорта. Так, если на маршрутах №№ 1, 2, 16 А, 24, 33, 43, 65, 65 А, 74, 82, 88 его стало больше, то план выпуска на маршрутах №№ 3, 3 А, 6, 6 А, 7, 13, 16, 21, 25, 27, 29, 32, 35, 42, 44, 45, 47, 49, 55, 56, 64, 68, 70, 77, 78, 80, 83, 90 А, 93, 94, 96, 98, 99 уменьшили. При этом на маршрутах №№ 44, 56, 93, 99 частично должны работать более вместительные автобусы.

Но даже новых сниженных показателей перевозчикам достичь не удаётся. Основная жалоба – нехватка водителей. Среди других причин недовыпуска называются летние отпуска водителей. Ну, как тут не вспомнить, что практически все остальные месяцы, с сентября по апрель, говорится о сезоне больничных?

При этом транспортные компании, по их словам, готовы платить водителям суммы, почти в два раза превышающие среднюю по региону зарплату. Почему же люди не идут?

«Работа неблагодарная – ездишь с утра до позднего вечера. Недовольны тобой все вокруг – от пассажиров из-за неработающего кондиционера до начальства за то, что не привёз нужную сумму денег. Не везде на конечных остановках даже туалет есть. Надо в целом менять весь подход», – рассказывает бывший водитель Иван.

Здесь можно посмотреть, какой процент техники выходит на маршруты.
Здесь можно посмотреть, какой процент техники выходит на маршруты. Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов

Систему, и правда, планировали менять, ещё в 2020 году анонсировали переход к брутто-контрактам: перевозчики получали бы не выручку от пассажиров, а плату за выполнение графиков и выпуск на линию. Сейчас, если перевозчик считает, что пассажиров вечером не будет, то уходит с маршрута раньше. При бруттоконтрактах при таком подходе он вместо оплаты получил бы штраф.

Кроме того, за несколько миллионов рублей в 2021 году была даже заказана Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ). Её утвердили городские депутаты. ПКРТИ предполагает, в частности, оптимизацию и дорог, и маршрутной сети – объединение маршрутов и увеличение вместимости транспорта, чтобы для нормальной работы нужно было меньше водителей.

Но реализована она пока не была. Власти посчитали, что на оплату перевозчикам в год уйдёт на 1,1 млрд рублей больше, чем будет выручка от пассажиров, и решили, что взять деньги пока неоткуда. Хотя это можно было бы компенсировать штрафами и отложенной прибылью. например, налогами от чашки кофе, которую продадут благодаря тому, что пассажир смог доехать в кафе.

Изменение подхода к организации могло бы решить и проблему длительных простоев на остановках, что выглядит ещё кощунственней при недостаточном выпуске автобусов.

Заключённые сейчас контракты на перевозки будут действовать до августа 2027 года, тогда маршруты придётся существенно менять из-за внедрения скоростного трамвая.

И всё же положительные изменения в работе общественного транспорта в Ростове есть. Теперь во всех автобусах должен быть кондиционер (и работать, когда на улице больше +20 градусов) и двигатель стандарта не ниже Евро-4. Водители будут работать в рубашках голубого цвета и чёрных брюках. Исключение – маршрут № 38, его на конкурсе не разыграли и он обслуживается по временному договору.

Ушли в прошлое и старые автобусы – город закупил около сотни новых. Самое заметное изменение – это новые жёлтые «МАЗы» для маршрутов №№ 94 и 96 «ГПЗ-10 – Сельмаш». Теперь проблемы с неработающими кондиционерами на этих направлениях не будет.

На городские маршруты вышло ООО «Дон-Авто», закупив автобусы среднего класса китайского производителя Yutong. Их можно будет увидеть на маршрутах №№ 82, 93. До конца года в муниципальные автопарки поступит ещё 42 автобуса большого класса, а также 20 электробусов.

Комментарий эксперта
Руководитель информационного портала "Ростовтранспорт" Игорь Негодаев: – Закупка новых автобусов – хорошо. Но эта мера для транспортной системы наиболее легковыполнимая – нужно «всего лишь» найти финансы. Я не говорю, что это простая задача, но это только первый шаг. Нужно обеспечить работу этой техники: найти водителей, что сложно в условиях кадрового дефицита, спланировать и выполнять расписания. Транспортные власти успешно решают проблему обновления подвижного состава, в Ростове действительно достаточно молодой автопарк, но что до остального, есть над чем работать.

Организованы и новые маршруты. Так, автобус № 84 следует в ЖК «Вересаево» через улицу Красноармейскую и Театральную площадь. В ближайшее время его схему изменят, чтобы остановки были ближе к жилым домам. В новый ЖК «Скай-Парк» запустили микроавтобусы № 76 – они довезут в центр города и до Богатяновского спуска на набережной. В донской инфекционный центр теперь ходит отдельный маршрут № 37, а схемы автобусов №№ 35 и 42 сократили на одну остановку до ЖК «Платовский».

Автобусы № 24 «Улица Горсоветская – главный автовокзал» теперь доезжают через темерницкий мост до ТРЦ «Мегамаг». Маршрут № 50 теперь должен работать по проспектам Михаила Нагибина и Ворошиловскому вместо Будённовского. Автобусы № 73 продлевают от «Ленты» на улице Жданова до ЖК «Западная резиденция». Старые Hyundai County заменили на «Газель Next».

Справка
Если кондиционер в салоне автобуса не работает, нужно звонить по номеру ГЦУПП 8-800-222-7676.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах