Примерное время чтения: 7 минут
170

Ростовские старости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 12/01/2011

Как отмечали Новый год сто лет назад

Праздничная сказка

Дочь купца третьей гильдии семилетняя Дуся Мищенко заболела под Новый год.

С утра 31 декабря 1910 года в дом на Дмитровскую улицу (ныне Шаумяна) пришёл врач, осмотрел ребёнка, а после отвёл родителей в сторонку:

- У девочки жар и начинается бред. Ставьте компрессы на лоб...

В бреду Дуся просила открыть дверь и встретить Деда Мороза.

- Медовый пряник, он обещал медовый пряник, - повторяла она.

К обеду температура упала. Отец ушёл за ёлкой, мама занялась приготовлениями, а когда вошла в детскую, у Дуси в руках были пряники.

- Откуда? - удивилась мама.

- Дед Мороз принёс, - радост.но сообщила Дуся.

Мама бросилась к двери, затем на улицу и увидела удаляющуюся фигуру отца Владимира - священника Казанской церкви. По большой окладистой бороде его действительно можно было принять за Деда Мороза. Оказалось, что пару дней назад он действительно обещал Дусе принести угощение к празднику. Мама была счастлива: опасения врача о бреде "по причине тяжкой болезни" не подтвердились.

"Она встречала год с другим"

До революции новогодние праздники начинались 25 декабря. В этот день отмечалось Рождество. Выходными днями были 25, 26 и 27 декабря, но фактиче.ски праздники продолжались до 7 января - ровно 12 дней, которые принято называть святками.

Сто лет назад телевизор ещё не приковывал ростовчан к диванам, поэтому обыватели искали развлечения за пределами своих домов. Провести весело праздники считалось доброй приметой. И потому 1 января 1911 года весь торгово-промышленный бомонд Ростова собрался в Коммерческом клубе. На сцену, как и ожидалось, вышел куплетист и острослов Эдуард Маренич: "Дамы и господа, леди и джентльмены, сегодня я спою об ужасах любви".

В зале зааплодировали: Маренич любил эпатажные шутки.

- Изменщица сидит в партере, - запел он.

Публика переглянулась, поскольку куплетист с трудом попадал в такт музыки. Но всё же он продолжал:

- Она, коварная, встречала год с другим... А ведь клялась в любви и обещала вареники слепить, хотя и без сметаны.

Зрители зашумели, но вдруг из пятого ряда донеслось:

- Эдик, ты же знаешь, я была у мамы.

Эдуард Маренич посмотрел на девушку, но, заметив пристальный взгляд директора Коммерческого клуба, продолжил:

- Я к маме заходил, но мне сказали, что в этот вечер ты танцуешь в ресторане, - отчеканил он под звуки гитары.

Дама в пятом ряду захлебнулась от возмущения. Куплетиста вытолкнули за сцену, вслед за ним упорхнула и дама. Вечер продолжили другие артисты, хотя из-за кулис периодически доносился истошный крик об "ужасах любви".

Обед для бедных

Страницы газет, вышедших в начале января 1911 года, пестрят сообщениями о том, какую сумму пожертвовал городу, бедным или театру тот или иной человек.

Вообще же благотворительность - это отдельная глава дореволюционной жизни. В числе заметок на эту тему была и такая: "На первый день Рождества в городской столовой всем бедным был предложен бесплатный обед. Воспользовались бесплатным обедом до 200 бедняков. В устройстве обеда принимали непосредственное участие г-жа Прохорова, Любимова и Грабовские. Подобный же бесплатный обед предполагается устроить и на Новый год". А вот заметка из первого в 1911 году номера городской газеты "Ростовская копейка" (стилистика сохранена): "Третьего дня в Преображенской больнице для душевнобольных было устроено торжество - встреча Нового года - для больных всех отделений, чувствовавших себя в этот вечер хорошо. Перед началом торжества была зажжена ёлка и розданы сюрпризы, затем демонстрировался кинематограф. Программа была чисто детского характера. Такие торжества продолжатся до 6 января по различным отделениям больницы".

"Давно не наблюдалось в Ростове такого пьянства"

Женские измены ещё полбеды. В ночь с 31 декабря 1910 года на 1 января 1911 года в Ростове творились хулиганства и пострашнее.

В театре-варьете "Марс" гости не только всей толпой бросились к ёлке разбирать подарки, но и выкрутили из гирлянды лампочки, а со столов унесли восковые свечи. Наутро репортёр газеты писал: "Давно уже не наблюдалось в Ростове такого пьянства. Все специальные отделения больниц и камеры для вытрезвления переполнены до последней степени. Говорят, что народ спивается всё больше и больше, что только пьянством он и отмечает праздники. Стосорокатысячный муравейник расползся в разные стороны и заполнил собою клубы, театры, кафе-шантаны и гостиницы, с распростёртыми объятиями принявшие широкую лаву желавших при "торжественной" обстановке кончить расчёты со старым, надоевшим годом".

Из наиболее громких происшествий той ночи - убийство пьяным полицейским извозчика, который отказался покинуть место стоянки, и гибель 22-летнего крестьянина Григория Соваренко. В Ростове Соваренко служил швейцаром в одном из домов терпимости (приехал на заработки из Черниговской губернии). Газеты сообщали: "При нём найдена была записка, в которой он пишет, что решил умереть оттого, что среди ночи был выгнан хозяйкой со службы, а жить так дальше он не может". В новогодние праздники произошёл и пожар на городской ёлке, когда одна из девочек уронила на еловую ветку зажжённую свечу. Публика покидала помещение в панике. Но, к счастью, никто не пострадал.

"Кадриль в воздухе" и человек-аквариум

В новогодние дни в Ростове устраивались представления. Выступали и акробаты, и фокусники, и рассказчики, и куплетисты, и актёры драматических театров, хотя особо театральным городом Ростов в ту пору не считался...

Неизменной составляющей рождественского репертуара были сценки на исторические темы. Но наибольшей популярностью пользовались выступления циркачей. У них и реклама была заманчивая: "Известные японские лётчики - труппа Сан-Фан с номером "Кадриль в воздухе"! Египтянин Али - человек-аквариум. Гимнасты-джентльмены Клай-Клай. Мировые рекорды в исполнении силачей. Господин Эдмон с парадоксальными трюками на проволоке. Шпагоглотатели".

Помимо гастролёров, устраивались и выступления местных артистов. Сообщалось, что в Театре Машонкиной (ныне на этом месте цирк) 31 декабря "шла пятиактная драма "Лыха искра поле спалыт - сама исчезне". Спектакль закончился в 11 часов ночи, а в 12 начался маскарад, растянувшийся до 4 часов утра. В клубе приказчиков вечером была разыграна комедия Крылова "Надо разводиться". Пьеса закончилась в 11 часов ночи, а ровно в 12 на сцене была представлена изящная картина "Встреча Нового года". Публики было настолько много, что всем, желавшим остаться ужинать, не хватило мест".

Но всё же внимание многих горожан было приковано к тому, что творилось на арене цирка. В народе бытовала легенда о том, что шпагоглотание для циркачей неопасно: дескать, артисты исполняют трюк с ненастоящими шпагами, а лезвие якобы прячется в рукоятку. Однако эти легенды опровергались на страницах газет, сообщавших о трагической гибели факиров. Например, выступление факира Бен-Бай закончилось смертью. Артист лежал на арене, а его ассистентка бросала в грудь острую шашку. Факир ловко отбивал рукой летящее оружие. Но неожиданно промахнулся и шашка глубоко вонзилась в грудь.

Редкие трагедии, попавшие на страницы газет, не могли затмить необузданное веселье горожан. Так веселиться умели только ростовчане! Ну ещё и одесситы...

Материалы полосы подготовил Виктор Борзенко

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно