"Нашей с мужем дочери 7 лет. Но она его фактически не видит", - с горечью констатирует Светлана Измайлова.
- Первое время после того, как мы поженились, муж работал у нас в городе, на шахте "Юбилейная", проходчиком, - поясняет она. - После её закры.тия и перед ним, и перед его отцом встал вопрос: куда идти работать? Первой их вахтой стало строительство Амурской ГЭС. Я была тогда "в положении", но муж на много месяцев улетел. За эти годы Светин муж поработал уже и в окрестностях Сочи (на прокладке автомобильных тоннелей), и в Москве (в "Метрострое"), в Дагестане (опять же на строительстве тоннелей), на шахтах в Кузбассе. Наконец на алмазных рудниках в Якутии. Дома его не видят по 2-3, а то и по 6 месяцев. На побывку приезжает редко на месяц, чаще на пару недель.
- Мне муж откровенно говорит: "Я приезжаю в Шахты не домой, а как будто в гости", - с внутренним надрывом рассказывает она. - Сейчас он снова в Якутии. То, что там не мёд, очевидно. Да и зарплата... Не секрет, что местным платят хорошо, а приезжим автоматиче.ски вдвое меньше. При том, что продукты там дорогие, булка хлеба - 35 руб.! А условия жизни... Мне муж многого не рассказывает, говорит: "Не хочу тебя расстраивать". Но недавно он увлёкся фотографированием. Жаль, засунула фото куда-то, быстро не найду... Живут вахтовики в вагончиках, в них стоят железные 2-ярусные койки - прямо нары. Комнатушка небольшая, а в ней шестеро живут! Там повернуться негде, кастрюлю эту несчастную не приткнёшь. Холодильников нет - всё прокисает.
- Если бы здесь, в Шахтах, у мужчин была возможность зарабатывать 20 тыс. руб. в месяц, процентов 80 вахтовиков вернулись бы, прошли бы необходимое переобучение, - поддерживает Светлану другая вынужденная месяцами не видеть мужа шахтинка, Наталья Колесникова. - А сколько у нас из-за этого вахтового метода разрушилось семей... - продолжает она. - Я работаю в Таловском ДК с детьми, могу некоторую информацию обобщать. Мужчине в 30 - 40 лет, понятное дело, без женщины трудно. Здесь же тоже молодая жена остаётся, возникают непонимание, ревность. Сколько мужчин нашли себе "вторых половинок" в той же Хосте (городок под Сочи. - Авт.), сколько деток остались без отцов... Она помолчала и добавила: - Мой муж - пенсионер, проработал в лаве "грозом", горнорабочим очистного забоя, 28 лет, имеет массу наград. Пенсия у него "максималка", 4200 рублей. Разве можно на них прожить? Тем более, у нас - дочь-студентка (хотя и она уже подрабатывает). Но здесь я ему хотя бы каждый день делаю массаж, растираю спину маслами, ставлю компрессы: у него все суставы больные, лёгкие забиты угольной пылью. А как подумаю, каково ему на этих вахтах, - душа разрывается...
Виктория ГОЛОВКО