- Подскажите, как добраться до Марса? - спросила я у диспетчера Гуковской автостанции. - На любой автобус садитесь, и первая остановка ваша, - ничуть не удивилась женщина за кассой.
"Марсиане, на выход!"
Я села в разбитый "пазик". И уже через несколько минут, перекрикивая рёв мотора, водитель сообщил: "Марсиане, на выход!" Хутор с не.обычным названием на первый взгляд ничем не отличался от какого-нибудь Задонья или Кривой Балки. Несколько улиц, магазин, фельдшерский пункт и остатки былого благополучия - пруд и полуразрушенные здания среди зарослей ивы. Яблони на Марсе давно отцвели, зато в полном соку черешня и шелковица. С воинственной планетой хутор можно сравнить разве что из-за дорог: по наспех засыпанным жжёнкой "кратерам" проехать можно только на луноходе. - Подскажите, как до.браться до здания местной администрации? - обратилась я к подпрыгивающему на кочках велосипедисту. "Марсианин" остановил свой "внедорожник". - Да нет там никого. Суббота же, - ответил он, пряча за спину предательски выглядывающую из пакета бутылочку самогона. - Зарплату сегодня выдали. Праздник. Глава в город уехал - теперь никого не найдёшь. - А не подскажете, почему ваш хутор так необычно называется? - А вон у тех спросите, - указал он на собравшихся у лавочки кумушек. - Они всё знают.
"За молоком в город ездим!"
Услышав причину моего приезда, марсианки с видимым удовольствием пошли на контакт. - Откуда название, никто толком не знает, - пояснила мне пенсионерка Елизавета. - Но была у нас старожилка баба Наталья. Так она рассказывала, что когда хутор основали, долго не могли придумать, как его обозвать. И вот как-то засиделись до темна в сельсовете. Вышел председатель на порожек покурить и увидел в небе яркую звезду. Пришёл на собрание и говорит: "Давайте назовём хутор Марсом, как планету!" Вот так и пошло - Марс. - А как живут сегодня марсиане? - Марсовчане, - поправляет меня Елизавета. - Хотя мы и на "марсиан" не обижаемся. У нас ни работы, ни хозяйства - и впрямь как на Марсе. По словам местных жителей, история хутора повторяет судьбы многих подобных хуторов: раньше был колхоз - гремел на всю область. Рядом - кирпичный завод, Железо-бетонный комбинат, ремонтно-строительное управление, шахты. Работай не хочу и зарплаты приличные. Теперь всё развалили. - Где это видано - мы, сель.ские жители, теперь за молоком в город ездим?! В пакетах покупаем! - жалуется Валентина Коломыцева. - Потому что свою скотину держать невыгодно. Три коровы на весь хутор.
В Москву, в Москву...
Семейных да ещё и с детьми в хуторе немного. Основная часть населения - пенсионерки, овдовевшие жёны шахтёров. Молодёжь в неперспективной деревне не задерживается. Отучилась в Гуковской школе (на Марсе школы нет) и уезжают в города, откуда уже никогда не возвращаются. - У нас из каждого двора кто-то уехал в Москву на заработки, - говорит Валентина. - Там они по двадцать тысяч получают, а здесь максимум пять - семь. - А как же шахтёры? - А сколько их тут осталось? Помёрли все. Ну если сыщете пару молодых, то не шахтёры, а предприниматели. Кормиться-то как-то надо. Выкрутиться из вечного безденежья пытается и сама Валентина. Они с мужем приехали сюда с Украины доживать в доме родственников старость. Наследственная холупка требует ремонта. На пенсию в три тысячи рублей кирпичей не накупишь, вот и ездит импозантная марсианка (на фото) по селу с тачкой. Где песка раздобудет, где старые диски от автомобилей: говорит, они в хозяйстве пригодятся.
Аномалии от алкоголизма?
Хоть и жалуются обитатели Марса на жизнь, тем не менее недавно в селе появилась ещё одна улица - Лунная (всего в несколько домов). Говорят, их отстроили дети старожилов: старые дома продали, новые подняли. Тем более, что цены на жильё здесь некосмические: строение средней руки стоит от 300 тысяч. В Интернете на форуме хутора Марс (есть и такой!) говорят, что жители улицы Лунной называют свои дома кратерами. А бывшие земляки сожалеют, что раньше авто.бусную остановку Марса укра.шала мозаика на космическую тему (главная досто.примечательность селения), а теперь от неё осталась только память. Но больше всего славится Марс в народе даже не названием. Перед хутором находится небезызвестный Гуковский поворот - излюбленное место аномальщиков. Старожилы рассказывали исследователям, что дорога здесь была проложена прямо по захоронениям пленных немцев, которые в послевоенные годы работали на строительстве шахт. Поворотов на этой трассе много, но самый аварийный участок находится возле Марса. Причём много аварий со смертельным исходом - за год здесь гибнут не менее 7 - 10 человек (для такой глубинки цифра внушительная). В 2001 году на Марсе побывали даже исследователи аномальных явлений из группы "Космопоиск". Но местные жители в происках потусторонних сил сомневаются. - Не думаю, что тут есть какое-то НЛО, - говорит Валентина Коломыцева. - Просто напьются и за руль лезут. Знаете, сколько здесь уже похлопали наших? Авария за аварией. Тут же делать нечего, вот и пьют. А вы ещё спрашиваете, есть ли жизнь на Марсе. Есть-то она есть, но разве ж это жизнь?
Светлана Ломакина,
Красносулинский район
Фото автора
"АиФ"-комментарий
Проблемы марсиан разделяют и местные органы власти. По словам чиновников, после многолетней разрухи хутор всё-таки понемногу восстанавливается. - В селе провели газ, сейчас тянем водопровод, - говорит глава Гуково-Гнилушев.ского сельского поселения Наталья Ременцова. - К 2010 году запланировано строительство дорог. Что касается трудоустройства, то инфраструктура в хуторе не развита, поэтому все рабочие места у нас в основном на шахтах... Но, несмотря на это, количество домовладений в хуторе ежегодно растёт. Говорят, места здесь хорошие... для отдыха от цивилизации.