Количество вещевых рынков в скором времени резко сократится
В последнее время в Ростове открылось несколько новых гипермаркетов. Покупателей зазывают баннеры об "улётных" скидках, а реализаторы хватаются за голову: ведь, по общему мнению, через несколько лет их профессия перейдёт в разряд умирающих...
В вещевой сектор Цент.рального рынка я не заглядывала очень давно. Поэтому то, что увидела сегодня, меня удивило. На часах половина одиннадцатого утра. Продавцы неспешно распаковывают тюки. Покупателей всего несколько человек. Ещё пару лет назад в это время в павильоне уже бойко шла торговля.
- И давно у вас нет покупателей? - обратилась я к реализатору.
- Как дешёвые магазины открыли, так и начался отток покупателей: скидки, акции.
- Но на рынках всегда было дешевле...
- Это раньше. Теперь средний класс бегает по распродажам. А к нам заходят разве что по дороге за картошкой. Померят что-нибудь и бегут дальше. Выручки никакой!
Первым челночникам повезло?
На эту же проблему пожаловались ещё несколько продавцов. Все они пришли в такой бизнес от безысходности. К примеру, Наталья Марченко по профессии инженер-программист. Попала под сокращение и уже 10 лет торгует на рынке верхней одеждой. Её заработка хватает только на то, чтобы прокормить двоих детей. Раньше, конечно, думала о своей точке, но теперь понимает, что "подняться" на рынке сегодня уже невозможно. Поэтому работает на хозяина.
- Те, что были в первой, второй волнах челночного бизнеса, уже встали на ноги. Вот моя соседка пять лет стояла на "трамвайке" (трамвайные пути у Центрального рынка), влезла в долги, но всё-таки решилась на свой магазинчик. Мой хозяин тоже подумывает перебираться: в рыночной торговле с нашим товаром ловить уже нечего.
Налёт рынка
Кстати сказать, тем, кто начинал своё дело в девяностых, тоже было несладко. Еженедельные поездки в Москву за товаром, неподъёмные сумки и никаких выходных. И всё это выпадало в основном на долю женщин. Одна моя знакомая "отпахала" на Темернике восемь лет: таскала на себе шестидесятикиллограмовые тюки, в мороз обматывала ноги полиэтиленовыми пакетами, чтобы хоть как-то сохранить тепло, в жару жила на таблетках от давления. В конце концов заработала на машину, наняла реализатора. Жизнь стала налаживаться, как вдруг моя знакомая умерла. Ущемление пупочной грыжи - результат подъёма тяжестей...
Сегодняшним торговцам куда легче: многие из них обзавелись своим транспортом, на рынках работают команды грузчиков, есть подъёмники, камеры хранения. Но это для тех, кто уже заработал на свой бизнес. А для их работников...
- Что будет дальше, не знаю. Мне уже под пятьдесят, - объясняет Наталья. - На работу по специальности меня не возьмут. В магазин тоже. Товарного вида нет. Да и вообще говорят: у нас, реализаторов, есть налёт рынка - не подходим. И куда мне идти?
"Ещё держимся на плаву..."
Впрочем, несмотря на опасения, все торговые места в вещевом павильоне заняты. И повода хоронить лоточную торговлю пока нет. А что касается конкуренции рынка с магазинами, то на каждый товар есть свой покупатель: небогатые ростовчане всё так же отовариваются на рынках. Хотя рядом с дешёвыми товарами есть и такие, которые не каждый купит. К примеру, модный плащ хорошего качества здесь стоит порядка четырёх тысяч рублей. Похожий я видела в магазине Ростов.ской швейной фабрики за две с половиной тысячи.
- Дешевле этот плащ стоить не может, - убеждала меня Наталья, расхваливая качество, фасон и цвет. Но, убедившись, что брать его я не буду, добавила: - Цена, конечно же, могла бы быть и ниже. Но нужно приплюсовать и стоимость места, и перевозку из Турции, и мой процент. Раньше можно было делать скидки на объёме продаж, а теперь покупателей мало. Так что пока ещё как-то держимся на плаву, но, видимо, осталось недолго...
Светлана Ломакина