Примерное время чтения: 5 минут
416

Инесса Молодцова: "В театре поёшь для зрителей, в храме - для вечности"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. aif 26/03/2008

Когда заходит речь об уроженцах Дона, прославивших своё имя и родной край, её, к сожалению, вспоминают нечасто...

Впрочем, ясно отчего: нынче на слуху фамилии попсовых "звёзд", а она - Талант. Настоящий, без подделок. Тот самый талант, который помог проложить дорогу девчонке из батайского интерната на подмостки театров: "Ковент-Гардена", "Ла Скала" и "Метрополитен-Опера".. Актриса Большого театра, заслуженная артистка России Инесса Молодцова, объездив с гастролями половину мира, на прошлой неделе ненадолго вернулась в город своего детства, где её встретили корреспонденты "АиФ на Дону".

- Как здесь изменилось всё...

- Не узнаёте своей малой родины, Инесса Анатольевна?

- Как узнать: я уехала в Москву в 1963 году. Послед.нее, что отпечаталось в памяти, - железная дорога, а за ней наш интернат. Я прожила там три года. А до этого воспитывала меня бабушка: родителей репрессировали. Мама меня в тюрьме родила. Я её почти не помню.

- Девочка-сирота, дочь репрессированных родителей и впоследствии оперная певица Большого театра. Невероятно.

- Сама потом удивлялась этому. Ничего не хочу сказать плохого про интернат, но нас ведь готовили там совсем к другой жизни. Наставляли, чтобы мы становились поварихами, ткачихами. Но был среди воспитателей такой человек - Всеволод Яковлевич Сокоревич. Сам бывший ре.прессированный, он тонко понимал нас, детей, видел в нас личностей. Он потихоньку подкладывал мне книги о музыке, о театре. И я загорелась идеей стать актрисой.

- Подружки поди обрадовались за вас...

- Ещё как! Устроили ночью "тёмную". Сказали: "Ишь, певица выискалась. На завод пойдёшь, как и мы!" Знаете, меня потом много раз спрашивали, как я без всякого блата и денег смогла уехать в Москву и сразу поступить в Гнесинку. Всё очень просто - надо сильно хотеть. Тысячи девчонок сегодня живут в далёких хуторах, мечтают о сцене, карьере, но опускают руки, считая, что ничего у них не получится. Не расставайтесь со своей мечтой! Трудитесь - и всё получится!

"Всё от Бога..."

- После Гнесинки вас сразу пригласили в Большой театр. Страшновато, наверно, было выходить на главную сцену страны?

- Конечно. Мало того, что рядом ходили такие гении, как Васильев, Образцова, Вишневская. Большой ведь был визитной карточкой Советского Союза. Гастроли по всему миру. Даже в Африке пели перед местными племенами. Хотя и это было интересно. Казалось бы, другая культура, но как нас принимали африканцы! Они не понимали языка, но чувствовали силу музыки. Натащили нам вместо цветов связки бананов.

А в 1974-м мы приехали в Америку. Холодная война в самом разгаре. А мы даём оперу "А зори здесь тихие..." - насквозь советскую, как тогда казалось. Петь начали при мёртвой тишине. В финале зал рыдал. Американцы потом нас толпой окружили, каждый хотел прикоснуться к русскому, у меня из причёски даже шпильку кто-то вытащил "на сувенир". В такие моменты понимаешь, что живёшь и работаешь не зря. И благодаришь за всё, чего достигла...

- Кого благодаришь? Родителей? Учителей? Судьбу?

- Бога. Ведь всё от него. Я поняла это, когда, не имея никакой музыкальной подготовки, с первого же раза поступила в Гнесинский институт. А потом смогла и понять глубокий смысл веры - опять же через музыку. В конце шестидесятых попала в Новодевичий монастырь и услышала пение хора. Так и сама стала приходящей певчей. Если бы тогда кто-то узнал, что я пою в храме, от зарубежных гастролей меня отлучили бы навсегда. Но обошлось. Уже много лет прошло, но в церкви я по-прежнему продолжаю петь. Пела в Храме Христа Спасителя. Исполнять оперные арии и петь в церкви - это разные вещи. В театре ты поёшь для зрителей, в храме - для вечности...

"Ростовчанам в столице завидуют"

- Всё-таки вы себя теперь, наверно, больше чувствуете москвичкой, чем ростовчанкой?

- В Москве я живу, а Дон - моя родина. Вот многие почему-то стесняются говорить, что они родом из провинции, а ведь этим гордиться надо! Знаете, артистам, выходцам с юга, в столице завидуют. Потому что только у южных жителей такие великолепные голоса - и тембр, и диапазон совершенно неповторимые. Сколько великолепных артистов вышло из Ростова... Я всегда в Москве смотрю их выступления. А с внуками мы часто ходим на Кропоткин.скую, где в прошлом году поставили памятник Михаилу Александровичу Шолохову. Одни говорят: "Странная какая-то скульптура", - а я смотрю на бронзовые лодку, головы плывущих по Дону коней и понимаю, что ощутить это настроение, этот казачий дух, наверно, может только ростовчанин. Родиться на Дону - это судьба.

Александр Ключников

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно