Несколько лет назад наша газета писала о жителях заброшенного хутора Духов ("АиФ на Дону" номер 19, 2005 г.).
С тех пор в жизни наших героев произошли перемены: сломался единственный на хуторе телевизор, разрушилась дорога, но, несмотря на это, жители основательно готовятся к выборам Президента...
Пять километров по грунтовке, ещё километр напрямую через затянутые сухостоем поля. И вот он, вросший в землю покосившийся домик, у которого собрался весь хутор - Валентина и Владимир Чеботарёвы, их единственная соседка Людмила Скукина.
Окно в мир закрылось
В отрезанном от цивилизации Духове гости - большая редкость, поэтому хозяева тут же принялись хлопотать. Валентина побежала к колодцу, который служит им холодильником, Владимир пошёл в дом за "стулками". А Людмила начала рассказывать о последних новостях.
- Телят у нас украли, телевизор сломался - кино не смотрим больше... Раньше грунтовка доходила до самого поворота на Духов. Теперь распахали её, и всё - конец. Как только дождь, хоть криком кричи - никто не поможет. Звонили, просили - никому до нас дела нет, - жалуется она.
Несколько лет назад в рамках областной программы телефонизации хуторов Чеботарёвым выдали сотовый телефон. Вот только заряжать его негде - электричества в хуторе отродясь не было. Но смекалистый Владимир наловчился заряжать его от аккумулятора со старенькой "Нивы". От этого же зарядного устройства до недавнего времени Чеботарёвы смотрели старинный чёрно-белый телевизор. Теперь обходятся только транзистором, благо, радиостанций он ловит достаточно...
В политике духовцы разбираются лучше горожан
Каждый вечер жители Духова собираются на ужин при керосинке. Разговор за столом идёт исключительно о политике. Выборы, социальные программы, мировая экономика - в этом Чеботарёвы разбираются лучше горожан. А вот что происходит в соседнем селе, не знают.
- Глава поселения приезжал один раз перед выборами, - вспоминают донские робинзоны. - К нам обычно то наркоманы наведываются - мак ищут в огороде, то воры. Поэтому дед, как только видит, что кто-то подъезжает, сразу старается номер машины записать: мало ли что?!
- А участковый часто бывает?
- Раз в две недели заезжает, но что ему тут делать, если мы не пьём, друг с другом не дерёмся и не воруем, - улыбается Людмила Николаевна.
- А если заболеете?
- Избави Боже, - говорит она. - Стараемся не болеть. Раньше в непогоду трактор из совхоза вызывали. Теперь только фельдшеру можно позвонить - придёт из соседнего хутора, но и то сейчас труднее, ведь дорогу разрушили. Дожди пойдут, и что мы будем делать, не знаю
Деньги тратить здесь некуда
Попробовав домашнего сыра и хлеба, я напросилась посмотреть "хоромы" Чеботарёвых. Две комнатки: три кровати, пара стульев и стол с батареей одеколонов полувековой давности.
- Это нам дочки дарили, - показывает Валентина подарки. - Одна в Таганроге живёт, другая в Николаевке. Почему к ним не переедем? Привыкли сами как-то. Да и детям обузой быть не хотим. У меня пенсия 1.500. У деда три, но нам их тратить некуда - и сами живём, и детям помогаем...
- А на самом деле давно пора отсюда бежать, - вступает в разговор соседка. - Но бежать некуда - степной тупик...
Светлана Ломакина,
Матвеево-Курганский район
Фото автора