Подполковник Виктор Коломойцев двадцать лет прослужил в Ростовской школе служебного собаководства.
Казалось бы, кинолог - профессия мирная. На деле собаки, воспитанные Коломойцевым, предотвратили теракт на Московской Олимпиаде, искали под завалами людей и трижды спасали жизнь Фиделю Кастро.
"На стадионе горы пластида!"
- Виктор Григорьевич, выходит, вы со своим Мухтаром олимпийского мишку охраняли?
- Нас к этому готовить начали ещё за полгода. Прежде собаки для поиска взрывчатки и наркотиков в СССР не использовались, так что пришлось питомцев специально натаскивать. В Москву нас везли особым поездом. Всё в строгой секретности. Работать приходилось круглые сутки, спали прямо в автобусе. Зато столько деликатесов увидели! В Москву тогда импортные продукты завезли, "Кока-Колу", впервые в Союзе жвачку стали продавать. Ох и проклинали мы её!
- Почему?
- Жвачка по своему составу очень похожа на пластиковую взрывчатку. Только мы завели собачек на стадион, они дружно знак подают: обнаружен пластид! Сапёры все закоулки проверили - ничего нет. Потом смотрим - скамейки снизу сплошь залеплены жёваными жвачками. Впоследствии собаки ещё не раз из-за этого тревогу поднимали.
- Ничего по-настоящему опасного так и не нашли?
- Находили листовки антисоветского содержания, гильзы. Правда, от монтажных пистолетов. Строители крепили дюбелями конструкции, гильзы падали, терялись. Но собаки чувствовали даже очень давний запах пороха и подавали сигнал. Не реагировать на это мы не могли. Так что не раз в гостинице ломом вскрывался дорогой паркет и под полом обнаруживалась строительная гильза.
А из серьёзных находок... Наверно, сейчас уже можно об этом говорить. Когда перед началом церемонии открытия Олимпиады мы осматривали комментаторскую кабину, одна из овчарок вдруг подала знак. Оказалось, что под столом стояло несколько бутылок с зажигательной смесью. Не знаю, кто и зачем их принёс и приготовил. Этим сразу же занялся КГБ, и всю информацию засекретили. Возможно, наши собачки действительно предотвратили теракт.
Проводники спали в будках
- Получается, что никакая система безопасности не сравнится с простой овчаркой.
- Собаки - уникальные животные! Их обоняние в миллионы раз острее человеческого, они умны, сообразительны. Я в этом лишний раз убедился в Спитаке. Когда случилось то страшное землетрясение, нас вместе с животными туда направили уже на следующий день. Потом там было ещё несколько мелких толчков. И каждый раз собаки за несколько часов до землетрясения начинали выть: они чувствовали опасность и предупреждали нас.
- В Спитаке вы занимались поиском тел погибших?
- В основном да. Честно говоря, страшная картина - разрушенный город, тысячи трупов... Единственным счастьем было отыскать под завалами живого человека. Помню, обследовали руины универмага и одна овчарка вдруг остановилась, начала царапать бетон. Подняли упавшие перекрытия, видим - пустая ниша. И там две женщины. Когда землетрясение началось, спрятались под стол. Не знаю, каким чудом он уцелел: сверху-то столько тонн упало! Одна из женщин, когда их достали, вырвалась и побежала по улице - собака её догнать не могла, в таком шоке была.
- Это верно, что собак использовали, чтобы искать под завалами госучреждений деньги?
- Нет, такая задача не ставилась. Хотя всякое случалось. Как-то в лагерь пришёл заплаканный старик, стал жаловаться, что не может найти под руинами дома тело внучки. Я дал ему двух проводников с собаками. Дед привёл их к своему дому, собак отпустили, те за минуту нашли объект, подали сигнал. Наши уже были готовы тело ребёнка из-под камней доставать, а дед камни сам быстро разбросал и вытащил какой-то мешок. Открывает - а мешок тот деньгами доверху забит.
Правда, про это я позже узнал, потому что проводники тогда пропали на сутки. Мы все углы обыскали - нигде их нет. Только через день появились, лица помятые. Оказалось, дедок-миллионер на радостях им по бутылке коньяка подарил. Ребята коньяк выдули и призадумались: в лагерь-то пьяными возвращаться нельзя, как быть? В общем, заночевали они тогда... в собачьих будках!
Ростовский спаситель Кастро
- Про вас говорят, что вы помогли Фиделю Кастро избежать верной смерти. Что это за история?
- Это было в начале 80-х. Ростовская школа служебного собаководства уже тогда считалась лучшей в стране, так что кубинцы попросили подготовить собаку для службы охраны Кастро. Мне это дело и поручили. Наказали без шуток: "Делай что хочешь, но пёс должен за километр опасность чуять. Сам понимаешь, вопрос политический!" А что делать? Скрестил спаниеля и фокстерьера: у метисов нюх и смекалка лучше. Симпатичный такой щеночек получился, бойкий. Назвал его Никсом. Это уже на Кубе его в Никсона перекрестили, чтоб американского президента уязвить. Так и натаскивал его на взрывчатку, пока на Кубу не забрали.
Потом мне говорили: Никс дважды находил бомбы в местах, куда Кастро должен был приехать. А последний раз американская разведка подкупила кока на яхте команданте, и он пронёс туда взрывчатку. Но Никс опять не подвёл. После этого Кастро приказал чучело собаки-спасительницы после смерти поместить в кубинский Музей Революции. Теперь оно там и находится. Хоть бы раз его увидеть...