Они ехали в поезде. Ночью мужа Эммы разбудил встревоженный голос соседки по купе: "Молодой человек, вашей жене плохо". Игорь посмотрел на любимую и содрогнулся: крупные капли пота и еле уловимое дыхание.
В тот же день Эмма Каганская легла на хирургический стол. Последнее, что она помнит из "той" жизни, серьёзные лица склонившихся над ней врачей. Затем наступила кромешная тьма.
"Господи, да это же Пушкин!"
- Я почувствовала себя очень лёгкой, практически невесомой, и почему-то не видела своего тела. Но было не страшно, наоборот - возникло ощущение абсолютного счастья и тепла, - вспоминает Эмма Наумовна.
Она стремительно летела по тёмной трубе. И вдруг со всех сторон хлынул свет. Чистый, необъяснимо прекрасный, неземной. Эмма купалась в нём, как вдруг заметила бегущего к ней человека.
- Это был курчавый мужчина с бакенбардами. Невысокий, некрасивый, с небесно-голубыми глазами. Господи, да это же Пушкин, подумала я. Как такое может быть? Он же давным-давно умер! - рассказывает женщина.
Но мужчина подошёл ближе, улыбнулся и произнёс: "Я так давно искал тебя!" Эмма протянула ему руку и уж было направилась в гущу неземного сияния, как какая-то сила оттянула её обратно:
- Назад возвращаться не хотелось, я сопротивлялась, но мужчина отпустил руку и произнёс: "Уходи и не огорчайся. Мы ещё встретимся!"
И снова темнота...
Спустя сутки врачи рассказали Эмме, как на 4 минуты замерло её сердце, как они боролись за её возвращение в этот мир. И с любопытством добавляли: "Ну, что там? Есть что-нибудь?.." "Там неописуемо хорошо", - грустно отвечала Эмма.
Басня от Басиной
С тех пор, вот уже более тридцати лет, 13 октября она отмечает свой второй день рождения и пятнадцать лет пишет стихи. Вдохновение настигает её в любой момент. Поэтому ручка и листы бумаги есть даже в ванной.
- До клинической смерти я работала инспектором общепита и о рифмах понятия не имела. А теперь, бывает, нахлынет так, что просто нет сил держать в себе строки. Я выплёскиваю это на бумагу, и становится легче, - улыбается Эмма Наумовна.
С новой жизнью у поэтессы появилась и минута славы, которой ростовчанка обязана знаменитому актёру Михаилу Ульянову.
- Я услышала, как он читал басню, - вспоминает Эмма, - это меня вдохновило, и я написала свою. Отправила её в театр Вахтангова под своей девичьей фамилией - Басина. Вскоре актёр прочёл мою басню на творческом вечере - это показали по телевидению. И так, с лёгкой руки Михаила Александровича, я поверила в себя.
"Мне ещё рано в мир абсолютного счастья"
Затем была встреча с Петросяном. Ростовская поэтесса читала ему свои юмористические куплеты, некоторые из них после прозвучали с большой сцены в исполнении Евгения Вагановича. Эмма Наумовна стала постоянной участницей теле- и радиопередач.
- Шесть лет назад я попала под машину, - говорит поэтесса. - Сломала руку, но чудом осталась жива. Это ещё раз убедило в том, что мне ещё рано в "мир абсолютного счастья". Значит, нужно жить и нести людям радость - поступками и стихами.