Я отчётливо помню тот тёплый летний день 1976 года в посёлке Донском (пригород Новочеркасска), когда моя мама, придя с работы, сообщила новость: "Артисты приехали! В гостинице "Огонёк" только что разместилась вся съёмочная группа Сергея Бондарчука. Будут на Дону снимать фильм "Степь" по повести Чехова".
Артисты приехали!
В надежде немедленно увидеть артистов я стремглав помчалась к гостинице, но холл был пуст: москвичей расселили довольно быстро. К тому времени я только что окончила 8-й класс, мне было 15 лет, и одним из главных моих увлечений было искусство театра и кино. Летние каникулы были в разгаре, и я время от времени буквально кругами ходила вокруг гостиницы, пока всё-таки не познакомилась с артистами: И.Г. Лапиковым, Г.И. Бурковым, совсем ещё молодым и стройным Михаилом Кокшеновым, другими участниками съёмочной группы фильма "Степь".
Актёр Иван Лапиков оказался заядлым рыбаком, привёз с собой на съёмки все рыболовные снасти, и в магазине "Восход" я помогла ему однажды выбрать кеды. Также по просьбе артиста я познакомила его с поселковыми мальчишками, любителями рыбной ловли. Вскоре Иван Герасимович (мы звали его просто дядей Ваней) каждое утро шёл во главе с ними на рыбалку.
Другому актёру, Георгию Буркову, очень нравились огромные, в несколько метров, клумбы с розами, которые в те годы украшали молодой посёлок энергетиков. Георгий Иванович мог подолгу сидеть на какой-нибудь лавочке и любоваться этим благоухающим зрелищем. И ещё артист был частым гостем в книжном магазине.
Невероятно, но в то время почти никто на улице не узнавал в лицо Михаила Кокшенова, поскольку популярный артист специально для съёмок в фильме Бондарчука сильно похудел.
"Оглянись и задержи свой взгляд"
В то незабываемое лето мне удалось подружиться даже с семьёй главного оператора фильма Калашникова! И сам Леонид Иванович, и его жена Ольга Николаевна, и их дочь Наташа, в ту пору студентка МГИМО, оказались на редкость приветливыми людьми и чрезвычайно интересными собеседниками.
Несколько раз я чуть ли не со слезами на глазах напрашивалась вместе с Леонидом Ивановичем на съёмку. И, после долгих уговоров попав туда, старалась быть на площадке всем нужной и полезной.
Мне посчастливилось воочию наблюдать за творческим процессом в работе и наших известных актёров, и таких выдающихся деятелей отечественного кино, как режиссёр фильма Сергей Бондарчук и его главный оператор Леонид Калашников.
Запомнилось, как нежно и трепетно относилась на съёмочной площадке к мужу-режиссёру наша замечательная актриса Ирина Скобцева. Именно Ирина Константиновна мягко напоминала Сергею Фёдоровичу о каких-то заранее расписанных деталях, наливала ему из термоса крепкий чай или кофе, заботливо следила за соблюдением режима съёмки, за обедами и перерывами. У самой актрисы в фильме была совсем небольшая роль - графини Драницкой, но Ирина Константиновна тем не менее практически ежедневно выезжала вместе со всеми и старалась каждому хоть чем-то помочь! Весь творческий коллектив относился к актрисе просто с обожанием...
А однажды мне по секрету сообщили, что вот-вот начнётся набор массовки из числа местных жителей для участия в съёмках. Я заранее сфотографировалась в самом лучшем городском фотосалоне, и позднее мне не пришлось даже делать никаких кинопроб - меня включили в список сразу же по фотографии.
Эпизод, в котором я принимала участие, был небольшим: мы, а это человек 20 - 25 отобранных участников массовки, изображали спешащих по делам людей. Нас переодели в простонародную одежду конца ХIХ века и объяснили, как нужно пройти и куда следует смотреть перед объективом операторской кинокамеры. "А ты, Наташа, - вдруг обратился ко мне по имени сам Сергей Фёдорович,- постарайся не просто быстро пройти, а оглянись и задержи свой взгляд вон на том дереве! И как бы замри на несколько секунд! Поняла? Это называется "крупный план", помнишь? Войдёшь в историю!" Как же бурно, почти по-детски, я радовалась в тот день этому крупному плану!
Нашу массовую сцену удалось снять только с четвёртого дубля, но мы, участники массовки, были горды и счастливы от сознания, что снимаемся у самого Сергея Бондарчука.
А потом наступил сентябрь, в школе начались занятия, я пошла в 9-й класс и больше уже не могла, как раньше, ездить с киногруппой на съёмки или так же часто приходить к кому-нибудь в гости - в гостиницу "Огонёк". В начале октября именитые москвичи уже потихоньку стали паковать свои чемоданы. Мой праздник кончился...
Тридцать лет спустя
...Фильм "Степь" я впервые посмотрела только много-много лет спустя. С нетерпением ждала своего появления на экране! Но оказалось, что ждала напрасно: многие сцены, в том числе и массовые, в картину не во.шли и были просто-напросто вырезаны. Сначала я с обидой подумала, что так решил сам режиссёр Сергей Бондарчук. И только совсем недавно в одной из телевизионных программ его сын Фёдор признался, что чаще всего те или иные кадры и эпизоды не попадали в фильм отца вовсе не потому, что он так хотел, а из-за многочисленного брака в плёнке.
Но я всё равно благодарна судьбе за то прекрасное лето 1976 года.