Имена этих поэтов известны всему миру. В начале ХХ века они бывали в Ростове и оставили здесь яркий след.
В Ростов Хлебников пришёл по шпалам
Осенью 1920 года в ростовском Кафе поэтов раздался анонимный звонок:
- На вокзале среди беспризорников бродит поэт-футурист Велимир Хлебников.
Звонивший наотрез отказался называть своё имя и повесил трубку. Было очевидно, что это розыгрыш. Однако Олег Эрберг (впоследствии знаменитый востоковед) решил проверить информацию. Он взял портрет Хлебникова и отправился на вокзал.
В одном из залов на груде досок спал человек в обносках, но с лицом точь-в-точь как на портрете. Эрберг подкрался к нему и растормошил.
"Хлебников не верил, что я специально прибыл его искать, - вспоминал Эрберг. - Он никак не мог понять, откуда попал ко мне портрет и почему какое-то ростовское кафе им интересуется. Кто мог звонить, тоже не знал. Он прибыл в Ростов только час назад, ни с кем здесь не был знаком, даже ни с кем не разговаривал. Пришёл пешком из Харькова по шпалам. И в дороге у него украли пакет с рукописями".
...Торжественно на извозчике Хлебникова доставили в Кафе поэтов. Публика восторженно зааплодировала. Он прочёл несколько стихов, прочёл очень тихо, но публика признала в нём своего кумира. А неделю спустя он побывал на ростовской премьере своей пьесы "Ошибка смерти". И хотя полагался авторский гонорар, от денег Хлебников наотрез отказался. До конца жизни поэт исповедовал образ бродяги-философа и умер в нищете...
Внезапный визит Гумилёва
Когда в стране бушевала революция, компания ростовских юношей и девушек организовала Театральную мастерскую.
В ней ставилась русская классика, но не были исключением и пьесы поэтов-акмеистов. В 1920 году здесь прошла премьера гумилёвской "Гондлы".
Сам Гумилёв о постановке узнал из газетной заметки и, путешествуя по Кавказу, посетил Ростов. В Театральной мастерской он появился внезапно, во время репетиции.
Он вошёл в зал со словами:
- Я Гумилёв.
Юные артисты онемели. А Гумилёв просил показать отрывки из его пьесы.
Не скрывая волнения, артисты стали исполнять роли. Поэт пришёл в восторг:
- Браво! Я вас здесь не оставлю. Вы должны работать в Петрограде.
Он поклялся, что переведёт студию в столицу, и своё обещание выполнил. Благодаря Гумилёву русский театр узнал о Евгении и Антоне Шварц, Рафаиле Холодове, Георгии Тусузове и многих других артистах и писателях, начинавших в Театральной мастерской Ростова.
Как Мандельштам шубу купил
"Люблю я этот небывалый город, словно в нём родился и никогда из него не выезжал", - писал о Ростове Осип Мандельштам.
"Ростов - город дорогой, ни к чему не приступишься, а шубы дешевле пареной репы, - писал поэт. - Шубный товар здесь выносят на улицу перекупщики-шубейники. Спросят восемь, отдают за три".
Насчёт дешевизны Мандельштам, конечно, шутил. Шуба стоила денег немалых: для расчёта с продавцами летом 1921 года в Ростове был устроен авторский вечер Мандельштама. Этот вечер прошёл в литературном кафе, в здании на углу Семашко и Шаумяна.
Шубу поэт берёг. И несколько лет спустя подарил её писателю Пришвину, который к тому времени получил сырую комнату в Доме литераторов. Шуба служила матрацем и спасла от пожара его рукописи, когда квартира однажды загорелась...
P.S. В конце XIX - начале XX веков в Ростове побывало множество писателей и поэтов. Среди них - А.Чехов, В. Гиляровский, А. Куприн, М. Горький, А. Толстой, М. Зощенко, И. Бабель, К. Паустовский, А. Фадеев и др.
В краеведческой литературе давно назрела необходимость посвятить их визитам солидный труд.