Примерное время чтения: 6 минут
348

С чего начать коррекцию. В Аксае создали проект для развития особых ребят

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ на Дону" 30/11/2022
Коррекционные занятия позволяют ребёнку максимально реализовать свой потенциал.
Коррекционные занятия позволяют ребёнку максимально реализовать свой потенциал. / Юлия Каминская / Из личного архивa

Чтобы особые дети могли полноценно жить в обществе, ими нужно много заниматься и родителям, и педагогам. Работающие коррекционные занятия найти не так просто – то ребёнок не хочет их посещать, то отношения не сложились с педагогом, то цены не по карману семьям с инвалидами.

Жительницы Аксайского района Ростовской области Юлия Каминская, Ирина Нужненкова и Кристина Уманцева создали проект «Движение – успешность обучения!», направленный на абилитацию ребят с ОВЗ. Групповые занятия для особых детей здесь проходят бесплатно.

Корректируем, играя

Социальный проект появился в 2020 году, когда три однокурсницы магистратуры ЮФУ по направлению «Сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» получили дипломы. У каждой из них есть и другое образование: Юлия Каминская – клинический психолог, нейропсихолог, семейный психолог; Ирина Нужненкова – нейропсихолог, гештальт-терапевт и специалист по сенсорной интеграции; Кристина Уманцева – дефектолог с использованием сенсорной интеграции.

«Я руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Аксайского района, и могу утверждать по своему опыту, что часто родители особенных детей не знают, что делать и с чего начать коррекционную помощь своему ребёнку», – рассказала Юлия Каминская.

Очень часто особым детям сложно учиться. Но эту ситуацию можно исправить… игрой. По словам эксперта, подход в игровой форме позволяет скорректировать нарушенные психические процессы, эмоционально-волевую сферу ребёнка посредством движения. Отсюда появилось и название социального проекта.

«Закрепление любых телесных навыков запускает у детей процессы саморегуляции, самоорганизации и адаптации. А это базовая предпосылка для овладения чтением, письмом, математическими представлениями», – пояснила Юлия Каминская.

Как говорит специалист, в целом проект появился из-за востребованности коррекции и развития особых детей.

Цифры
В Ростовской области, по данным Пенсионного фонда РФ, живут около 13 тысяч детей-инвалидов.
«У ребят с ограниченными возможностями часто недоразвиты процессы познавательной деятельности и незрелая эмоционально-волевая сфера, нарушена произвольная регуляция деятельности. В процессе обучения такие ребята страдают от повышенной утомляемости и истощаемости центральной нервной системы. А это приводит к негативному поведению», – отмечает дончанка.

Авторы проекта взаимодействуют с родителями или законными представителями ребят районной общественной организации родителей детей-инвалидов «Мы вместе» и аксайской городской общественной организацией семей, воспитывающих детей-инвалидов, «Доброе сердце». Групповые занятия здесь бесплатные, такое решение специалисты центра приняли, поскольку чаще всего услуги нейропсихолога в регионе недёшевы и семьи с особенными детьми не всегда имеют возможность их оплачивать. Индивидуальные занятия уже платные, ведь дончанкам нужно оплачивать аренду помещения, регулярно повышать квалификацию, поскольку постоянно появляются новые методы коррекционной работы, с помощью которых можно помочь детям. К тому же, нужно покупать оборудование и пособия.

Включиться в социум

Регулярные коррекционные занятия, говорит Юлия, помогают маленьким посетителям центра активно включаться в жизнь общества.

«Наши занятия способствуют созданию благоприятных условий для социализации, адаптации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья», – пояснила она.

Конечно, работать с особенными детьми непросто. Однако дончанка уверяет, что это очень интересно. По её словам, помогать детям с ограниченными возможностями – особое предназначение.

«Каждый ребёнок с особенностями уникален и достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Это даёт педагогу профессиональный и духовный рост, а самое главное – учит любить. А любовь даёт возможность жить в полноценном обществе не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и каждому члену общества», – утверждает Юлия Каминская.

Занятия сотрудники проекта проводят в студии развития возможностей «Кенгуру» в городе Аксае. Там же они предоставляют услуги в сфере образования и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. В студии работают два нейропсихолога, дефектолог, два логопеда, психолог, семейный психолог.

Пока проект аксайчанок не получал поддержку от государства и не участвовал в грантах. Но такие планы есть.

«Мы уже составили бизнес-план на получение государственной социальной помощи, после чего у нас появится возможность предложить услуги большему, чем сейчас, количеству детей-инвалидов», – отмечают они.

По словам Юлии Каминской, ей хотелось бы иметь опыт работы в сфере социального бизнеса, что позволит расширить список дополнительных услуг за счёт привлечения узких специалистов – эрготерапевта, сурдопедагога, тифлопедагога, инструктора по адаптивной физкультуре. Также в планах развития проекта – проведение групповых тренингов с родителями.

«Нам очень важно сейчас получить практический опыт, пробовать применять различные методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И успехи уже есть – занятия повышают мотивацию к учёбе и формируют фактор успеха даже у слабых детей», – пояснила она.

Коррекция позволит ребёнку максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. У детей-инвалидов на первый план выходит адаптация к коллективу сверстников, чему хорошо помогают групповые занятия с правильно организованным сопровождением. После них у детей появляется собственная мотивация на участие в групповой деятельности, формируется система взаимоотношений, необходимая для включения в социальную жизнь.

«На занятиях у ребят развивается эмоциональное, речевое и игровое общение, развивается интеллектуальная деятельность. Очень важно, что происходит стимуляция сенсорных функций, например, зрительного, слухового восприятия. Формируются пространственно-временные представления, развивается крупная и мелкая моторика», – пояснила автор проекта.

Сейчас занятия посещают 30 детей-инвалидов, они разделены на пять групп по возрасту и состоянию. Есть дети с задержкой психического и речевого развития, в другой группе – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Отдельно занимаются ребята с нарушением зрения, расстройством аутистического спектра или интеллектуальной недостаточностью.

И самое главное, детям нравятся эти занятия, они ждут их и с удовольствием общаются друг с другом. А значит, развиваются быстрее и лучше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах