Примерное время чтения: 8 минут
247

Что есть красота? В Ростове моделями стали люди с особенностями внешности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ на Дону" 07/11/2022
Одна из основных целей проекта – изменение отношения общества к людям с особенностями внешности.
Одна из основных целей проекта – изменение отношения общества к людям с особенностями внешности. / Полина Пачина / Из архива

Ростовчанка Алина Татюк создала инклюзивное модельное агентство «Благородно и совершенно». В нём принимают участие люди с ограниченными возможностями здоровья или особенностями внешности.

Всё сделано для того, чтобы показать обществу, что они ничем не отличаются от остальных, и разрушить стереотипы о социально приемлемой внешности посредством проведения фотовыставок. Подробности работы узнал корреспондент «АиФ-Ростов».

Два аспекта помощи

Идея зародилась в школе социального предпринимательства «5 элемент». Алина вспомнила, что незадолго до этого видела на улице ситуацию, которая её потрясла: взрослый мужчина шарахнулся от ребёнка с синдромом Дауна и что-то неприятное крикнул вслед этой семье.

«У меня двоюродная сестра болеет нанизмом, и такого же отношения к ней я не хочу. От этого мы стали отталкиваться в своих размышлениях, что привело к идее инклюзивного модельного агентства. Наш проект – про фотографию и моделинг для особенных людей», – рассказывает Алина.

Аналогичное ростовскому проекту модельное агентство работает, например, в Европе. Оно взаимодействует с Gucci и многими крупными брендами. Так, бельё рекламируют женщины с витилиго (заболевание, сопровождающееся потерей меланоцитов кожей и формированием очагов депигментации кожи разного размера – прим. ред.), косметику – девушки с синдромом Дауна.

По мнению ростовчанки, общество в этом случае видит, что люди с такими заболеваниями такие же, как и все. Что они могут заниматься спортом, краситься, быть моделями. И отсюда появляется нормальное и уважительное отношение к любому человеку с особенностями внешности и здо­ровья.

Поиск моделей ведётся через тематические сообщества, общественные организации и сарафанное радио.
Поиск моделей ведётся через тематические сообщества, общественные организации и сарафанное радио. Фото: Из архива/ Полина Пачина

Модная индустрия под давлением общества пытается приспособиться к запросу на более широкую инклюзивность. Перелом проходит медленно, но верно, и поколения моделей, похожих друг на друга, как близнецы, постепенно сменяются. Ростовчанка даже провела своё исследование: 72% опрошенных людей хотели бы принять участие в профессиональных фотосессиях, съёмках видеороликов, но не считают себя подходящими для этого.

«В России ситуация с медийностью людей с ОВЗ повернулась к лучшему, но мы всё ещё далеки от полной интеграции особенных людей в общество. Основное внимание сейчас уделяют больше созданию правовой базы, системы социальной защиты, доступной среды и тому подобного. А вот устранение барьеров во взаимном восприятии, существующих между людьми с инвалидностью и остальной частью общества, решается постольку поскольку», – отмечает автор проекта.

Как рассказывает Алина Татюк, в её модельном агентстве для участников сходятся два социальных аспекта. Первый – это морально-психологическая помощь.

Справка
Общее количество людей с инвалидностью в России, включая как взрослых, так и детей, в 2020 году составило 11 875 496 человек – это 8,1% населения страны. По статистическим данным, в Ростовской области проживает 376 тысяч инвалидов, что составляет 8,4% населения, в том числе 11,2 тысячи – по зрению, 20,5 тысячи инвалидов-колясочников, с синдромом Дауна около 1500 человек.
«Наши модели всегда испытывают очень светлые и искренние эмоции, когда мы приглашаем их на фотосессии, когда говорим, что их внешность очень привлекательная. В процессе съёмок люди действительно раскрываются, чувствуют себя значимыми и избавляются от ощущения изгоя. Когда дети и взрослые говорят, что им нравятся их фотографии, это просто счастье для меня. Даже спустя время это не превратилось в рутину, и я каждый раз проникаюсь нашими моделями и их историями», – рассказала автор идеи.

Второй аспект помощи – материальный. Модели могут заработать, если проводимая фотосессия – коммерческая и заказчик оплачивает услуги.

Интеграция в общество

Недавно агентство сняло социальный ролик с детьми, больными синдромом Дауна. По задумке, авторы хотели показать обществу, что такие дети ничем не отличаются от здоровых, они также любят играть, общаться, заниматься творчеством и веселиться.

Проект начинал работу с детьми с синдромом Дауна из центра «Лучики добра», потом привлекли взрослых людей с различными особенностями. Для большинства участников съёмки были впервые в жизни.

«Мы хотим разрушить стереотипы социально приемлемой внешности и устранить предвзятости, которые сформировались относительно людей с синдромом Дауна, чтобы им было проще интегрироваться в общество. Мы хотим показать, что у всех одинаковые возможности, хоть и понимаем, что в одночасье общественное сознание не изменить. Хотя в Ростовской области достаточно большое количество людей с инвалидностью, они по-прежнему являются изолированными от общества. Полноценная интеграция людей с особенностями внешности или инвалидностью невозможна без изменения восприятия людей. Конечно, важна и законодательная база, и доступная среда, повышение эффективности реабилитационных программ. Но пока общество не будет готово принять людей с инвалидностью как равных, а те, в свою очередь, будут продолжать остро ощущать свою «иноземность», все усилия окажутся половинчатыми и желаемой цели достигнут вряд ли», – добавила Алина Татюк.

Например, прикованная к инвалидной коляске Янина Серенко хотела бы вести телепередачи. Она рассказала, что людей с подобными ограничениями могут позвать на ток-шоу в качестве гостей, но их не возьмут в качестве ведущих.

Модельное агентство уже работает не только в Ростовской области, но и в других регионах. В дальнейших планах – привлечь и другие субъекты страны, а также найти крупных партнёров и сделать базу портфолио участников, чтобы они потом могли стать лицом рекламы или какого-то продукта. Среди других идей – провести фотовыставки с нашими материалами «Жизнь. Свобода. Творчество» в Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петер­бурге.

«Сейчас наше портфолио состоит из 28 моделей в возрасте от 20 до 38 лет из разных регионов – Ростовской области, Москвы, Калужской области, Республики Хакасия, Республики Крым и других, – говорит Алина. – Мы работаем с людьми, передвигающимися с помощью коляски, с заболеваниями витилиго, нанизмом, ДЦП. Также у нас есть модели с отсутствием конечностей – они носят протез, серьёзными ожогами тела, рубцами. Если мы заинтересованы в реализации какой-то определённой идеи, то сами ищем необходимых моделей».

Поиск ведётся через тематические сообщества, общественные организации и сарафанное радио. Кроме того, потенциальные модели узнают об этом агентстве из СМИ и социальных сетей, а также на мероприятиях и от своих знакомых.

«Серьёзного и специального отбора моделей у нас нет. Мы считаем, что красота должна уйти от заданных параметров и шаблонов. Любой человек красив и уникален по-своему, и мы это подчёркиваем», – добавила ростовчанка.

Шаг за шагом к признанию

Проект получал два гранта по 40 тысяч рублей каждый: один от администрации города в рамках конкурса проектов и другой – от банка в ходе конкурса «Умная стипендия». Кроме того, родной вуз Алины Татюк – Южно-российский институт управления РАНХиГС предоставляет площадку для проведения мероприятий, при необходимости технику и оборудование, оплачивает командировки на различные форумы и конкурсы, а также оказывает информационную поддержку.

«Мы всегда охотно принимаем участие в грантовом конкурсе от Росмолодёжи, консультируемся с центром «Мой бизнес».

Если говорить о том, чем ещё могло помочь государство, это юридическая помощь. Изначально сложно понять, какую выбрать организационно-правовую форму, как правильно оформить документы и так далее», – рассказала девушка.

В целом, Алина Татюк считает, что социальный бизнес пока недостаточно прижился в России. Это предпринимательница чувствует и в своей работе.

«Мы часто сталкиваемся с непониманием со стороны крупного бизнеса да и обычных людей. Но тенденция к его законодательному признанию и поддержке идёт активными шагами. Вообще, я считаю, что в идеале весь бизнес должен иметь социальную миссию. История каждого человека уникальна и таинственна. Считаю, что совместными силами мы сотрём границы невозможного, разрушим мерки стандарта и воплотим мечты многих людей», – рассказала ростовчанка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах