В Ростовской области уже пять лет работает сеть частных пансионатов для престарелых жителей «Добро». О том, как пришла в голову идея проекта, сложно ли работать социальному бизнесу и как государство может помочь пожилым людям, корреспонденту «АиФ-Ростов» рассказал донской предприниматель Евгений Атаманчук.
С нуля до сотни
Многие уверены: в дом престарелых попадают только одинокие старики – либо у них нет родных, либо они им не нужны. Но это совсем не так. В старости человек, порой, нуждается в постоянном уходе, а у работающих родственников нет возможности его предоставить. Сиделка обходится слишком дорого, государственный дом престарелых не может уделить тот максимум внимания старикам, которого частенько ждут дончане. Да и не так их много, чтобы удовлетворить все потребности. Поэтому на помощь государству, пожилым людям и их родным приходит социальное предпринимательство с частными пансионатами для возрастных гостей.
Такой вид бизнеса подходит далеко не каждому предпринимателю – много нюансов и сложностей. Евгений Атаманчук считает, что это дело нужно любить, иметь к нему призвание и понимать, что частично это будет не столько зарабатывание денег, сколько благотворительность.
«Бизнесом я занимаюсь с 2007 года. Был разный опыт – от гражданского строительства до IT-разработки. Но всегда хотелось заниматься чем-то, что приносит пользу и добро людям. Так, в 2017 году у нас с партнёрами появилась идея открыть дом престарелых», – так начал свой рассказ ростовчанин.
По его словам, за год подготовки удалось изучить все аспекты бизнеса. Пришлось нелегко: собирали данные у главных врачей геронтологических центров, клиник, больниц, прислушивались к тому, что говорят и хотят потенциальные клиенты. После этого были определены все стандарты и регламенты.
Качества важнее опыта
Очень важно, кто именно будет ухаживать за возрастным постояльцем, ведь помощь им нужна, порой, очень деликатная. Некоторые люди не могут сами передвигаться, ухаживать за собой. Поэтому сотрудники, которые работают в пансионатах, считает предприниматель, должны обязательно отвечать двум критериям – доброжелательность и отзывчивость.
«Если мы видим, что человек подходит под наши задачи, хотя у него нет необходимого опыта, то с удовольствием возьмём его на работу и научим всему необходимому. Мы проводим специальную гериатрическую подготовку для того, чтобы каждый сотрудник знал, как правильно заботиться о пожилых людях», – рассказывает Евгений Атаманчук.
«В некоторых случаях, когда пожилой человек не имеет достаточно средств, могло бы включаться государство для оплаты хотя бы части необходимой суммы, это было бы здорово. Остальную часть мы готовы закрыть из собственного кармана, мы часто берём людей полностью на благотворительной основе. Если государство будет оплачивать частично пребывание таких гостей в пансионате, для нашей организации это была бы значимая помощь. А уж для бабушек и дедушек такая поддержка была бы поистине неоценимой», – уточнил Евгений.
И всё-таки, хотя сеть пансионатов представляет из себя бизнес, предприниматель подчёркивает, что это в большей степени призвание, чем работа.
«Призванием заниматься не сложно. Любую проблему мы привыкли рассматривать как решаемую задачу, нужны только ресурсы и время, чтобы её решить. У нас большая цель, и мы заряжены на её достижение», – добавляет ростовчанин.
Скучать не надо
«Недавно мы делали анализ по нашим действующим клиентам, – рассказал Евгений Атаманчук. – Чаще всего к нам обращаются дети пожилых людей – сыновья или дочери. Первый вариант – они не в состоянии ухаживать самостоятельно из-за того, что заняты работой. Второй – либо живут далеко или уезжают на какой-то срок и хотят организовать уход за своим родителем на время. Реже – другие родственники или даже соседи».
«Каждый день наши постояльцы гуляют, читают книги, играют в шахматы и так далее. Скучать у нас не приходится», – рассказал ростовчанин.