1518 – именно столько отдалённых и труднодоступных поселений насчитывается в Ростовской области по данным правительства региона за апрель 2022 года. Несмотря на век цифровизации, многие из селян живут без интернета, врачей и продуктовых магазинов. Им удаётся выживать за счёт подсобного хозяйства и редких обращений к цивилизации. А 30-километровые заезды на велосипеде до ближайшего магазина помогают держаться в тонусе.
Удивительно, но бесперспективность территорий привлекла внимание ростовчанина Дмитрия Петренко. Предприниматель нашёл способ организовать социальный бизнес, помогая жителям глубинки. Для этого он запустил социальный автобус, который привозит товары первой необходимости с минимальной наценкой в 12 поселений Азовского района.
39-летний ростовчанин рассказал «АиФ на Дону», какие товары пользуются особым спросом у не привыкших к продуктовому изобилию селян региона.
Ознакомительная поездка
– Дмитрий, расскажите, как к вам пришла идея магазина на колёсах?
– На одном из мероприятий попалось письмо губернатора Василия Юрьевича Голубева о количестве поселений, которые не обеспечены простейшими товарами народного потребления. Чтобы вы понимали, до некоторых из них доехать – это огромный труд и энергозатратный процесс. Мне стало интересно, как там протекает жизнь. Сначала мы с другом взяли свой автомобиль и отправились в магазин за простейшими товарами – купили спички, соль, сахар, туалетную бумагу, растительное масло. Тогда казалось, что всё это привезём обратно. Дальше поехали в случайное село из списка и увидели удручающую для нас, жителей города, картину – плохое дорожное покрытие, отсутствие магазина, стоит разрушенный клуб и вокруг него около 30 домов. Местные жители вмиг раскупили все наши запасы. Мы продавали без наценки, всё-таки была ознакомительная поездка. В тот день объехали восемь хуторов и увидели ту же самую картину.
– Почему селяне не уезжают из заброшенных мест, если всё так плохо?
– В основном там живут пенсионеры, которым за 60 лет. Они не могут переехать из-за отсутствия возможности и сил. Первое, что бросается в глаза, большое количество пожилых людей, которым уже за 70. Молодых очень мало, а те, что живут, рвутся уехать. Также встречаются работники сельскохозяйственных предприятий.
– Есть человек, который приезжает, собирает заказы и привозит на своём авто. Но делает гипернаценку на товары. У меня от этого коллапс в голове случился. Живущие так далеко от города вынуждены переплачивать за самые обычные продукты. Ну, а куда им деваться? Я разговаривал с 80-летней бабулей, которая берёт рюкзак, садится на велосипед и преодолевает огромное расстояние. Зимой ей приходится ловить попутки, но при условии, что дороги сильно не занесёт. Их ведь редко чистят в глуши. Ещё часто бывает так, что один из жителей собирается в город и принимает заказы.
Дал выбор
– Как оборудован ваш магазин на колёсах, много ли удаётся привезти за один рейс?
– Мы взяли за основу школьный автобус ПАЗ. В нём установлен генератор для подключения к электросети, чтобы он мог приехать на точку и не расходовать бензин. Внутри выделены места под полки и шкафы, две морозильные камеры и два холодильника. Летом один из самых востребованных товаров – мороженое. Бабушки берут сразу по десятку. Они же забыли, что такое выбор. Когда мы стали возить 10 видов леденцов, случился покупательский бум. Пожилая женщина стоит и размышляет: «Барбарис или мятные, барбарис или мятные…» Когда человеку даётся выбор, он чувствует, что ещё кому-то нужен и о нём заботятся.
– Женщины заказывают моющие средства, тряпки, губки, средства личной гигиены, нижнее бельё, галоши. Когда начинается посевной сезон, селянам нужны тачки, лопаты, хозинвентарь. Упаковать всё это в один автобус невозможно. У них как-то начались работы в полях, и поступил заказ на 28 тачек. Ну, куда я это запихну? С таким грузом справится лишь «КамАЗ».
Цифровизация в селе
– Планируете ли вы в будущем запустить сразу несколько автобусов?
– Сейчас всё очень сложно, так как бизнес не нашёл поддержки государства. По сути, я работаю в убыток из-за наценки 20%. А повышать стоимость товаров не хочу, так как получится то же самое «обдиралово», которое не по карману селянам. Несколько автобусов действительно могли бы генерировать денежный поток, но для этого нужно реализовать целый комплекс услуг. Например, мы подключали выдачу наличных – установили терминал, в котором можно оплатить коммуналку. Но проект провалился, потому что не хватает наличных. Также появилась идея оборудовать электронное табло для сбора заказов. Мы могли бы привезти цифровизацию в населённые пункты, а это позволило бы привлечь новых клиентов для городского бизнеса.
– Такое возможно при отсутствии интернета?
– Есть ребята в Беларуси, которые создали коммутатор из 12 SIM-карт разных операторов. Прибор генерирует входящий и исходящий потоки, давая доступ в интернет. При помощи этой технологии возможно организовать бесплатные звонки. Пенсионеры могли бы увидеть родственников по видеосвязи, пообщаться с доктором. Но эта идея требует крупных финансовых вложений. У правительства мы не нашли поддержки, а банки сказали, что удалённые населённые пункты их не интересуют. Продукты – это одна из возможных ниш. А есть ещё лекарства и медпомощь, запчасти, одежда, обувь и тому подобное. Ведь можно оборудовать передвижной фельдшерско-акушерский пункт, организовать передвижную стоматологию.
Тяжёлый проект
– Какая поддержка вам необходима, чтобы воплотить в жизнь все идеи?
– Нужна рабочая группа, в состав которой войдут представители потребительского рынка, здравоохранения и правительства. Вопросов взаимодействия очень много. Например, у хуторян можно покупать яйца, кур, индюшку, сало, мясо и прочие продукты. У них всё это есть, и они готовы продавать, а в городе есть спрос на сельские продукты. Однако, забирая оттуда товары, мы узнали, что не можем их перепродавать без разрешающих документов. Рабочая группа могла бы определить перспективные направления, решить вопрос финансирования. Одному тянуть проект очень сложно.
– Я поддерживаю молодых учёных, разрабатывающих полезные вещи. В Ростове есть ребята, которые создали кардиодатчик, работающий на нанотехнологиях. Он позволяет проверить сердце без вреда для здоровья. Уже показали опытный образец кардиологу. Также с моим коллегой Олегом Миушевым организовывали турниры по шахматам в различных локациях города Ростова-на-Дону. В них принимали участие дети из 14 регионов России, а также дети беженцев из донских ПВР. Они приезжали в Ростов на три дня. Я заметил, что пока ребёнок играет восьмичасовую партию, родителям нечем заняться. Поэтому мы наняли экскурсоводов, которые знакомили гостей с городом. У нас есть идея организовать крупномасштабный турнир под эгидой губернатора, такого в России ещё не было. Это хорошая возможность развить туризм. Мы уже обращались к ответственным лицам по этому поводу, но идею никто не поддержал. А это могли бы быть ежегодные турнирные сессии, собирающие гостей со всей России.