Примерное время чтения: 6 минут
204

Ростовский «доктор» Сивка. О верховой езде и особых детях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ на Дону" 26/10/2022
Дети получают удовольствие от такого лечения.
Дети получают удовольствие от такого лечения. / Ренат Давлидгильдеев / Из архива

Иппотерапия – метод реабилитации посредством адаптивной верховой езды. В Ростове компания «Дом белой лошади» занимается этим социальным бизнесом уже 11 лет.

Как это происходит и что вызывает сложности в работе, корреспонденту «АиФ-Ростов» рассказал руководитель организации Ренат Давлидгильдеев.

Чтобы обрести здоровье

Иппотерапия в России появилась в начале 1990-х годов. Для работы по этой методике отбирают особых лошадей. Они должны обладать рядом определённых параметров – не более 180 см в холке, старше шести лет с правильным паттерном, без хромоты, специально подготовлены и спокойно реагируют на любое поведение ребёнка.

В основе метода – нейрофизиологическое воздействие колебательных импульсов, передаваемых от движущейся шагом лошади телу всадника и тем самым стимулирующих его скоординированные движения. В основе – два фактора, биомеханический и психогенный.

Когда ребёнок сидит верхом, идущая шагом лошадь передаёт ему двигательный импульс. Ребёнок совершает движения, похожие на те, когда человек идёт шагом.

«Это актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, чьи мышцы не знали, как производить такое движение. Получается обучение от обратного: мышцы нарабатывают новую память, формируются нейронные связи. Постепенно ребёнок становится более ловким, крепким, у него формируются навыки, он начинает двигаться самостоятельно. В процессе занятия меняется психоэмоциональное состояние ребёнка, он становится более спокойным, уравновешенным», – отметил владелец конюшни.

Это интересно
Метод иппотерапии впервые упоминается во времена Древней Греции в трудах Гиппократа. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются».
Психоэмоциональный компонент метода тоже играет важную роль: лошадь тёплая, мягкая и гладкая. Кроме того, ребёнок получает удовольствие от занятий и общения с животным. Во время реабилитации приобретённые физические, коммуникативные и прочие навыки из верховой езды последовательно переносятся в повседневную жизнь.

«Это стимул для развития ребёнка и мотивация к занятиям. Оказалось, что когда ребёнок занимается рядом с лошадью, эффект от занятий, например, с логопедом, выше, чем когда специалист занимается с ним в своём кабинете. Ребёнок получает физическую нагрузку и эмоции, и у него меняется психоэмоциональное состояние», – отметил Ренат.

Заниматься иппотерапией можно с детьми в возрасте от полутора лет. При этом диагнозы у них самые разные – детский церебральный паралич, аутизм, задержка речевого развития, генетические откло­нения.

«К нам обратилась Марина Песоцкая – мама ребёнка с задержкой речевого развития. После нескольких занятий иппотерапией он стал говорить не только слоги, но и короткие слова, а через несколько месяцев уже рассказывал стихи. Её это так поразило, что она решила и сама обучаться в этом направлении», – рассказал предприниматель.

Тогда в ЮФУ проводился пилотный проект по обучению в области иппотерапии. Так Марина стала инструктором по иппотерапии и адаптивной верховой езде.

«Есть ряд противопоказаний, которые ограничивают применение иппотерапии – травмы и подвывихи тазобедренного сустава, нестабильность шейных позвонков, активная фаза эпилепсии, острые воспалительные заболевания. Если требуется, то направляем к специалистам и врачам, которые наблюдают ребёнка, чтобы они дали рекомендацию, можно ли ему заниматься», – пояснила Марина Песоцкая.

Первоначально в сложных случаях с детьми с ограниченными возможностями здоровья работают три инструктора. Один из них сопровождает лошадь, а ещё двое страхуют ребёнка с двух сторон, если ему сложно контролировать себя. Когда маленький всадник адаптируется к нагрузке, то остаются только два инструктора.

Знаний мало не бывает

Чтобы заниматься с детьми, нужно обладать междисциплинарными знаниями. В частности, у инструкторов есть навыки по анатомии, физиологии, психологии, психофизиологии, педагогике.

Решить вопрос с педагогами могло бы создание междисциплинарной платформы, которая позволит обучать и пере­обучать специалистов в области иппотерапии и адаптивного конного спорта, а также сформировать экспертные сообщества.

«Сам я занимаюсь иппотерапией с 2011 года, а моё базовое образование – адаптивная культура и спорт. Работа тяжёлая физически, ведь нужно обеспечить не только безопасность ребёнка, но и его правильное положение на лошади. Иногда очень сложно эмоционально. Невозможно оставаться полностью равнодушным. Но в то же время работа очень интересная: ведь приятно, когда видишь горящие глаза ребёнка, который бежит с радостью к лошади, он счастлив и улыбается. Он не может ходить и двигаться, но на лошади просто светится от счастья. Здорово наблюдать, как меняются дети, как они становятся более ловкими и сильными, начинают покорять новые вершины. У них становится больше звуков и эмоций. Меняются и родители – они приходят вдохновлённые и окрылённые. Это наполняет желанием двигаться дальше. Результат работы показывает, что всё делается не зря», – рассказал Ренат Давлидгильдеев.

Сейчас компания сотрудничает с Южным федеральным университетом. Во-первых, именно в ботаническом саду вуза проводятся занятия. Во-вторых, компания решила посмотреть, как меняется после занятий функциональное состояние ребёнка, и стала проводить исследования в этой области.

«Хотим при помощи диагностических приборов исследовать влияние иппотерапии на здоровье и состояние человека. Это позволит собрать доказательную базу, чтобы лошади были внесены в правовое поле в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных целях», – рассказал предприниматель.

Совершенствовать законы

Как подчеркнул Ренат Давлидгильдеев, есть несколько проблемных вопросов, которые ограничивают применение иппотерапии в индивидуальных программах реабилитации особых ребят.

«Основное – это законодательная база, поскольку лошадь считается сельскохозяйственным животным и её применение в физкультурно-оздоровительных целях не входит в нормативные акты. Правила землепользования тоже ограничивают использование лошади. Адаптация законодательства решит очень большой спектр вопросов. Это позволит шире применять лошадей в оздоровительных и реабилитационных программах. Изменения дадут возможность владельцам конных клубов выйти из теневого рынка, лицензировать свои услуги да и расширят возможности реализации программ реабилитации с помощью лошади», – подчеркнул специалист.

Также есть проблемы с доступной средой для ребят. Сейчас сложно организовать конюшню для детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению владельца компании, в этом вопросе на помощь могло бы прийти государство.

Комментарий

Юрий Кобзев, министр здравоохранения Ростовской области:

– Ранее работа была в разрозненных местах, всё держалось благодаря энтузиастам – совсем не то, что происходит сейчас. Я понимаю, что за последние шесть лет иппотерапия совершила качественный скачок. Направление обязательно должно развиваться в рамках социальной поддержки людей, которым необходим такой вид восстановления.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах