Сегодня дети нередко уходят в виртуальную реальность и больше взаимодействуют со смартфоном, чем со сверстниками или родителями. Но важные для взрослой жизни навыки можно развить только активными действиями.
Пробовать разное
Как часто бывает в социальном бизнесе, вдохновили на предпринимательство женщину собственные дети. Елена Калинина после рождения первого ребёнка стала изучать литературу о развитии детей, боясь что-то упустить.
«Мы посещали развивающий центр всего лишь два раза в неделю, этого казалось мало. Но там я там подсматривала игры и потом занималась дома с ребёнком. С появлением второго малыша времени стало намного меньше, а желание ничего не упустить осталось, и я просто молниеносно начала скупать рекомендованные специалистами игрушки. В какой-то момент комната стала напоминать склад для хранения, поскольку длительное время играть в одни и те же игры малышам надоедает, а рынок разнообразен. Кроме того, из-за этого страдал семейный бюджет», – вспоминает Елена Калинина.
Часть игрушек приходилось передаривать, поскольку со временем они теряли свою новизну для малыша.
«Так ко мне и пришла идея, что хорошо бы игры сначала тестировать на своём ребёнке и, если она понравилась, покупать, или ещё лучше чуть-чуть поиграть и поменять на что-то новенькое. Возникла идея предоставлять мамам такую возможность – брать игрушку напрокат. Это стало началом проекта «УльМа». Название я выбрала из-за имён детей – сына Макара и дочери Ульяны», – рассказала ростовчанка.
Игры вместо гаджетов
«Однажды на детской площадке я увидела, что двое детей сидят рядом и не общаются, а играют в телефонах. Этот момент очень запал мне в душу. Начала присматриваться и заметила, что достаточно часто дети «дружат» через гаджеты, а не через игру. Углубляясь в эту тему, я увидела ужасающую статистику по игровой зависимости детей. Выяснилось, что настольные игры положительно сказываются на его взрослой жизни. Когда я сопоставила всю информацию, пазл сложился и появилось стремление повлиять на социум, в котором будут жить мои дети и внуки», – рассказала ростовчанка.
Именно после этого было открыто второе направление – игротеки для детей. По сути речь идёт об организации пространства, где сверстники могут играть в настольные игры, взаимодействуя и общаясь между собой, одновременно развивая важные навыки и компетенции для взрослой жизни.
«Дети и подростки нуждаются в самовыражении, коммуникациях, живом общении. Если нет других возможностей поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, они обращаются к компьютеру или другому гаджету», – отметила ростовчанка.
Она уточняет, что нередко в уходе ребёнка из реального мира в виртуальный виноваты родители. Они дают планшет или смартфон с раннего детства, чтобы дитя не мешало им заниматься своими делами. Таким образом, у малыша формируется привычка развлекать себя с помощью компьютерных игр.
«Предложив родителям и детям услуги проката настольных игр и организовав игротеки, мы с раннего детства приучаем их к настольным играм, которые не только развивают мозг, но и позволяют весело и интересно проводить время вместе. И таким образом формируют правильную привычку, не позволяя развиться неправильной», – рассказала создательница проекта.
Елена Калинина отмечает, что гаджеты, безусловно, уже стали частью нашей жизни и не нужно пытаться жить без них. Однако, по её мнению, ребёнку с малых лет нужно доносить мысль, что они лишь инструмент для достижения своих целей, но не сама жизнь.
«Компьютерные игры можно сравнить с авиатренажёром, а настольные игры – с реальным полётом. Тренажёр не даёт тех эмоций, которые обеспечит парение над землёй. Настольные игры – это про включение здесь и сейчас, про терпение, усидчивость, интерес, преодоление себя, причинно-следственные связи, проработку слабых сторон. И всё – в игре, незаметно для ребёнка. Стратегическая игра, когда участвуешь в ней регулярно, позволяет переживать глобальные неудачи. Продолжая играть, учишься анализировать информацию, почему проиграл и что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию. Стратегия – это мини-жизнь», – отмечает Елена Калинина.
По её мнению, при помощи настольных игр дети учатся справляться со своими эмоциями. Это может повлиять и на успеваемость ребёнка в школе. Улучшается также эмпатия, эмоциональный интеллект, способность справляться со стрессом и понимать будущее, развивается системное и стратегическое мышление, самодисциплина.
«Казалось бы, дети играют, но именно в этот момент развиваются такие важные в будущей жизни компетенции, как коммуникация, креативность, самодисциплина», – отметила она.
Внимание государства
В сентябре 2022 года проект выиграл грант на развитие направления игротеки для детей. По словам Елены Калининой, это в очередной раз подтверждает, что на уровне государства видят проблему и готовы содействовать в её решении.
«Сейчас много внимания уделяется социальному бизнесу со стороны государства. И такой вектор развития очень радует», – добавила предприниматель.
Сам грант будет направлен на расширение ассортимента и организацию фестиваля настольных игр, во время которого каждый ребёнок сможет поиграть в любую игру, поучаствовать в турнире, пообщаться с теми, с кем встречается на игротеках, и в целом находиться в таком социуме, пропитаться этой атмосферой. Родители же будут приглашены на лекции специалистов сферы детства о пользе настольных игр и влиянии гаджетов на ребёнка.