С начала 2023 года российские заемщики получили на покупку автомобилей порядка одного трлн рублей. Этот результат на 40% превышает итоги за весь прошлый год и на 20% - за сопоставимый период рекордного 2021 года, пояснили эксперты. Основным спросом заемщиков пользуются авто с пробегом, доля которых в выдачах кредитов превышает 78%.
Среди регионов первое место по объему таких кредитов традиционно занимают Москва и область. Вторую строчку занимает Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Топ-5 лидеров замыкают Республика Татарстан, Краснодарский край и Челябинская область.
Средняя сумма одного автокредита в сентябре составляет порядка 1,3 млн рублей, что примерно сопоставимо с результатом по итогам прошлого года. Наибольший размер «чека» фиксируется в сегменте новых машин, где продолжают активно корректироваться цены – около 1,7 млн рублей. Во вторичном сегменте средний размер автокредита составляет около 1,2 млн рублей.
«В этом году российский рынок автокредитования растет очень высокими темпами, на что влияют как реализация отложенного спроса прошлого года, так и в целом восстановление авторынка. В конце лета дополнительным фактором, подстегнувшим спрос заемщиков, стал рост ключевой ставки, который традиционно отражается на стоимости заемных средств. Многие клиенты поспешили зафиксировать «старые условия», чтобы получить для себя приемлемый ежемесячный платеж по кредиту. Основная активность по-прежнему концентрируется в сегменте авто с пробегом. Помимо все еще сохраняющегося дефицита новых авто, подержанные машины привлекают россиян более демократичным ценообразованием. Если говорить о марках, то здесь по-прежнему лидирует российская Lada - ей отдают предпочтение как клиенты, приобретающие транспортные средства с пробегом, так и новые», - прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
Он добавил, что несмотря на ужесточение процентной политики регулятора выдачи последних месяцев года будут для рынка рекордными. Во многом этот уровень будет обеспечен ростом среднего чека на фоне продолжающейся корректировки цен на машины.