Первые вагоновожатые в регионе появились более 120 лет назад. С тех пор трамвай – один из самых любимых видов пассажирского транспорта жителей региона. Потому и отношение к водителям «трамвайчиков», как говорят ласково ростовчане, особенное.
Оксана Мирошкина за баранкой уже 26 лет. Корреспондент rostov.aif.ru поговорил с вагоновожатой о любви к работе, технике и людям.
«Мой родненький»
Сегодня во многих российских городах ходят просто фантастические трамваи, похожие на космические корабли. И, наверное, ещё и поэтому сейчас всё больше молодёжи стремится освоить профессию водителя трамвая. Плюс ко всему – эта работа крайне важна для общества, а значит, относится к числу почётных. Раньше из-за тяжёлых условий труда водителями трамвая работали исключительно мужчины, но сейчас за штурвалом этого транспорта чаще всего встречаются девушки и женщины.
Трамваи Оксана Мирошкина водит с 21 года. И часто любит говорить: «Моя работа – мой диагноз, моя жизнь!» Трамвай всегда называет ласково – «мой родненький кормилец» и никак иначе!
Родом женщина из Таджикистана. Пятнадцать лет прожила в посёлке городского типа Дусти, что в переводе с таджикского означает «дружба». А потом уехала сначала на Украину, а потом в Россию – в Ростовскую область. И начала работать кондуктором в Шахтинском трамвайно-троллейбусном управлении, а позже, окончив ПТУ № 33 в городе Шахты, 1 октября 1997 года получила права на вождение трамвая.
В Шахтах девушка проработала всего пару лет, потом предприятие закрыли, посчитав трамвайные перевозки нерентабельными. И Оксана уехала в 1999 году в Ростов, где устроилась работать в Ленгородское трамвайное депо, затем немного поработала в Пролетарском трамвайном депо, но потом вернулась в Ленгородское. Вот так и стала она ростовчанкой.
По словам Мирошкиной, чтобы стать водителем трамвая, нужно обязательно пройти курсы обучения, сдать экзамены, пройти стажировку с пассажирами и без них определённое количество часов, и только после этого тебя допустят работать на линии.
«Профессия водителя трамвая очень серьёзная. Потому что несёшь ответственность не только за пассажиров в салоне, но и за тех, кто переходит трамвайные рельсы. Поэтому нужно ещё быть очень внимательным, следить за дорогой. И нужно быть не просто хорошим водителем трамвая, а профессионалом своего дела. А чтобы им стать, нужно любить свою работу. Я с самого детства связана с техникой – мне нравились велосипеды, самокаты, машинки. Была папиной дочкой, которой он всё объяснял и показывал, как ремонтировать и т. д. Поэтому для того, чтобы стать водителем трамвая, нужно не только любить технику, разбираться в ней, но и чувствовать дорогу, скорость. А также иметь очень большое желание», – рассказывает водитель трамвая.
Недавно Оксана участвовала в XIX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая».
«Я рада, что во время конкурса познакомилась с новыми интересными людьми из разных городов нашей страны. Для себя я сделала один вывод: совершенно не важно, из какого города ты приехал, главное – твоё позитивное отношение к людям, жизни. Надеюсь, что на очередной конкурс в 2025 году в Нижний Новгород представители нашего города-миллионника поедут обязательно. И я им обязательно помогу, проконсультирую, как правильно подготовиться к такому конкурсу, и чему нужно больше уделять внимания во время испытаний и т. д.», – рассказывает она.
Шёл трамвай номер семь
Работает Мирошкина на седьмом трамвайном маршруте «Улица Чукотская – Центральный рынок». Он, как говорят специалисты, имеет тяжёлый профиль пути: здесь крутые спуски и подъёмы. Допуск на маршрут только у водителей первого и второго класса. У Оксаны есть допуск на все маршруты города и на трамваи всех типов подвижного состава, находящиеся на территории двух депо. У неё высший пятый разряд, и она водитель первого класса!
Начинала Мирошкина с чешской «Татры», а сейчас трудится на российском «Ситистайре». Пассажиропоток небольшой, так как это спальный район, а вот пассажиры, которых перевозит Оксана, в основном одни и те же. Они не только знают всех водителей маршрута по именам, дружелюбно к ним относясь и интересуясь их самочувствием, но порой и угостят чем-то вкусненьким к чаю.
«Словно кадры киноленты, мелькает перед глазами, как сначала маленький мальчик ездил в трамвае с мамой, потом уже школьник, через время – студент. А сейчас, уже став врачом, едет на машине, обязательно остановится, завидев знакомый трамвай, и помашет рукой в знак приветствия. И так становится тепло на душе, что тебя помнят и ценят! Так хочется, чтобы между всеми было больше взаимопонимания, сочувствия и взаимопомощи друг другу», – говорит с тёплыми нотками в голосе Оксана.
В последнее время в трамвае появилось немало пассажиров из новых субъектов РФ. И Оксана обстоятельно и терпеливо объясняет им, как куда проехать, где оформить льготы и т. д.
И как порой щемит материнское сердце, когда в салон её трамвая входят мужчины в военной форме. Ведь уже второй год, как её сын Алексей участвует в специальной военной операции.
А жизнь продолжается: «Следующая остановка ….»
Факты о трамвае
- Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1835 году.
- Первый в России электрический трамвай запустил инженер Фёдор Пироцкий в 1880 году. Под давлением владельцев конок, не желавших конкуренции на прибыльном рынке, власти отказались поддержать новаторскую идею с безлошадным транспортом. Но, поскольку с финансированием были проблемы, Пироцкий переключился на другие проекты, а его идею подхватили изобретатели из Америки и Германии. В итоге первая в мире регулярно действующая линия для пассажирского электрического трамвая была построена немецкой компанией Сименс. В 1881 году в пригороде Берлина был пущен первый электрический трамвай. В России же регулярное пассажирское трамвайное движение открылось в Киеве лишь в 1892 году, постепенно распространяясь по стране. В Москве электрические трамваи поехали в 1899 году. Интенсивный рост трамвайного движения в России пришёлся на 1920–1930 годы. К 1991 году СССР имел самую большую трамвайную сеть в мире.
- Что касается Ростова-на-Дону, то 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка в соседнем городке – Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвайных сетей многих других российских городов, движения не останавливал.
- Первые вагоновожатые появились с первыми трамваями (в переводе с английского tram – вагон, тележка и way – путь). Сначала они больше похожи на ямщиков. Так как водили не трамваи, а конки – пассажирские вагоны, которые по рельсам тащили лошади. По данным Большой российской энциклопедии, в городах Российской империи конно-железная дорога была популярна до первой половины XX века.