Примерное время чтения: 5 минут
997

С компьютером и климат-контролем. В Ростове самая дорогая концессия трамвая

Купленные к ЧМ-2018 вагоны модернизируют, как и пути.
Купленные к ЧМ-2018 вагоны модернизируют, как и пути. АиФ-Ростов

Власти Ростова-на-Дону подписали концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети. Какие транспортные задачи позволит решить более чем сотня километров путей, а также специально разработанные под южную столицу трамваи?

Больше не завидовать Таганрогу

Пока опыт приведения в упадок трамвайного хозяйства по концессии в современной России небольшой. По сути, их две, но обе существенно уступают по объёмам. Первая – это сеть «Чижик» из четырёх маршрутов на востоке Санкт-Петербурга. Вторая – это вся трамвайная сеть Таганрога. Собственно, последние полтора года ростовчане ездили в приморский город и завидовали самым новым вагонам в стране, которые работают до полуночи - Ростов таким похвастать не может. Но там и город существенно меньше, чем донская столица, и о новых линиях пока не говорят: восстанавливают только то, что было раньше. Ещё запущена междугородняя линия трамвая из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, но это немного другая история.

Концессия в Ростове станет самой дорогой в стране, она стоит почти 62 млрд рублей. 7,9 млрд рублей из них составит субординарный заём, 17,2 млрд рублей – капитальный грант, а остальное – кредит. По сути, город покупает строительство системы и, что немаловажно, её обслуживание и управление в рассрочку на 25 лет.

Для сравнения: в соседнем Краснодаре будет два концессионных соглашения по трамваям, суммарно это 28,2 млрд рублей. Но они предполагают линии только в два новых микрорайона.

От концессии до концессии

История циклична: трамвай в Ростове появился, по сути, благодаря концессии. «Бельгийское акционерное общество» в 1887 году организовало в городе конку – то есть вагоны, в которые были запряжены лошади. Позже по этим линиям пустили электрический трамвай.

Когда-то линии рельсового транспорта вели в ряд районов города. Но сейчас трамвай в Ростове работает, по сути, только по центру, а также заезжает в два старых района. После проведения работ трамвайные линии пройдут в крупные жилые кварталы, где возводятся большие 24-этажные дома – в Левенцовку, Вересаево, Суворовский, Верхний Темерник и пока ещё незастроенное пространство старого аэропорта.

Схема будущих линий трамвая.
Схема будущих линий трамвая. Фото: Синара - Городские транспортные решения

Уже до конца года будет построено девять километров путей в Левенцовке, а также одна подстанция. Запустят линию из этого микрорайона в центр до конца июля 2026 года. Существующие линии в Ленгородке и на Сельмаше обновят в два этапа – к концу октября 2025 года и до конца июля 2026 года.

Трамваи на Суворовский, Верхний Темерник и в старый аэропорт поедут к концу июля 2028 года. Всего обновят 119 километров путей, в том числе 75,3 построят с нуля. Выезжать вагоны будут из двух новых депо – в Левенцовке и в Суворовском, а старые передадут городу. 

Уникальные вагоны

В Ростове колея имеет нестандартную ширину - 1435 мм, это наследство бельгийского «стартапа» из XIX века. Соответственно, и вагоны должны быть уникальные.

В Ростов обещают поставить 76 новых трёхсекционных трамваев. Причём производить их будет компания того же холдинга, что и эксплуатировать.

«Донская столица будет первым городом, по которому поедут скоростные трамваи «СИНАРА» собственной конструкторской разработки холдинга», – рассказал генеральный директор «Синара – ГТР – Ростов-на-Дону» Сергей Якушев.

Пока в России трехсекционные трамваи работают только в Москве, Волгограде, Краснодаре и на уже упомянутой линии «Чижика» в Санкт-Петербурге.

Что будет в будущих ростовских вагонах? К уже ставшим привычным для жителей донской столицы автоинформаторам и бегущей строке добавятся: большие мониторы в салоне, система подсчёта пассажиров, система климат-контроля, которая автоматически будет поддерживать комфортную температуру внутри. Также в вагонах будет бортовой компьютер для централизованного управления и обработки данных, система электронного контроля оплаты.

Помимо 76 новых «длинных» вагонов модернизируют 30 тех, что уже есть в Ростове. Речь о закупленных накануне ЧМ-2018 трамваях 71-911E City Star. Некоторые из них на линии не работают уже несколько лет. Все вышеописанные характеристики будут включены и в эти машины.

Решить транспортный вопрос

Новые линии, как предполагается, позволят решить транспортный вопрос, особенно в новых микрорайонах.

«Реализация проекта должна решить вопрос транспортной доступности уже существующих микрорайонов, а также позволит комплексно развивать территории старого аэропорта. Конечная цель – повысить качество транспортного обслуживания жителей и гостей Ростова-на-Дону», - рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

«Сейчас городе всё очень грустно с транспортом, - считает известный в России урбанист Аркадий Гершман. - Та же закупка новых автобусов и трамваев накладывается на некомпетентность, поэтому техника или ломалась, или ездила абы как. Из-за построенных высоток в полях маятниковая миграция просто парализует сам город. Хотя плюс есть: город не ввязался в стройку метро и не спустил деньги в яму. Правда, изначально чиновники и политики громко мечтали о трамваях на эстакадах — это было бы глупо и космически дорого. Хотя через ЖД-пути строить эстакады скорее всего всё же придётся».

Пока проект существует только на первые девять километров. Как пройдут линии по проспектам Стачки, Ворошиловскому, Михаила Нагибина, ещё точно неизвестно.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах