Примерное время чтения: 5 минут
300

На новые рельсы. Когда в Ростове модернизируют трамвай?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ на Дону" 05/10/2021
В Таганроге трамвай уже начали обновлять, следующий – Ростов?
В Таганроге трамвай уже начали обновлять, следующий – Ростов? / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

Самый экологичный вид транспорта в донской столице используется мало: трамваев немного, ходят они редко. Это, конечно, большой минус для миллионника, испытывающего сложности с общественным транспортом. 30 сентября стало известно, что правительственная комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявку на проект по модернизации трамвая Ростова. Какие изменения ждут ростовчан, выяснял «АиФ-Ростов».

От Суворовского до Левбердона

Когда-то трамвайный звон был слышен на многих улицах донской столицы. Ещё в 1990-е годы трамвай в Ростове ходил по проспекту Стачки, добраться на нём можно было и на Северный, Чкаловский, Сельмаш. Улица 339-й Стрелковой дивизии и проспект 40-летия Победы даже строились с заделом под будущую прокладку трамвайных линий.

В 1990–2000-х сеть существенно сократилась. Вагоны стали ездить медленно и нерегулярно. Не помогло даже обновление перед ЧМ-2018: несмотря на закупку 30 новых трамваев в дополнение к имеющимся на линию в среднем в день всего выходит не более 23.

Словом, обновление напрашивалось, тем более, как уже писал «АиФ на Дону», в соседнем Таганроге реанимировать рельсовый транспорт решили по концессии. За четыре месяца инвестор заново уложил 10 километров путей и поставил 16 стрелок. К осени 2022 года вся существующая сеть будет полностью обновлена.

Судя по официальным данным, похожая судьба может ждать и Ростов. На инфраструктурный проект направят бюджетный кредит в размере 15,4 млрд рублей. Кроме того, донские власти собираются привлечь 69,3 млрд рублей инвестиций.

Будет построено более 76,8 км путей, проведена реконструкция 46 километров существующей сети, а также закуплено 98 вагонов, установлены остановочные павильоны.

«Три новые линии соединят центр Ростова-на-Дону с новыми жилыми районами – Левенцовским, Верхним Темерником, Суворовским, Вересаево, а также с территориями будущей комплексной застройки на левом берегу Дона и в районе старого аэропорта», – пояснили в правительстве Ростовской области.

В итоге в городе, по заверениям чиновников, наконец обновится трамвайный парк и появится современная инфраструктура. Чёткой схемы новых маршрутов ещё нет, поэтому неизвестно, пойдут ли вагоны по центральным проспектам либо будут организованы новые трассы.

Влетит в копеечку

Понятно, что компания-концессионер включится в проект, чтобы заработать, и это может стать кабалой для бюджета. Если концессионный договор будет такой же, как в Таганроге, то как раз 15,4 млрд рублей инфраструктурного кредита и могут пойти на оплату концессионера.

Другой подводный камень может заключаться в пассажиропотоке – если он будет ниже определённого уровня, то бюджету придётся доплачивать инвестору разницу.

Ещё один вопрос – ширина колеи. В Ростове она равна 1435 мм (как в Европе), а не 1524 мм (как в большинстве городов России). Значит, либо концессионер должен снова переделать все пути в центре, либо нужно закупать специальные модификации вагонов, но опыт их использования не всегда удачен.

С другой стороны, компании-инвестору невыгодно делать некачественную трамвайную сеть – ведь потом придётся тратить деньги на ремонт вагонов или переделку линии. Плюс получать штрафы от администрации за невыполнение условий.

Возможно, изменение в управлении – то, чего порой не хватает муниципальному перевозчику, а надбавка инвестору – справедливая плата за то, что город не может сделать сам?

Комментарий эксперта

Руководитель ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов:

– Это огромная удача для города, что удалось найти инвестора, готового финансировать такой дорогостоящий и необходимый проект. Муниципальные бюджеты у нас дефицитные. Соответственно, взять деньги можно либо в кредит, либо у областного бюджета, который тоже дефицитен. Федеральное софинансирование возможно в любом случае, но покроет не всю сумму. Качество муниципального управления известно – муниципальный трамвай загубят быстро. Поэтому лучше пусть инвестор за свой счёт строит трамвай и сам же управляет им.

Будущий трамвай не будет иметь ничего общего с привычным, медленно плетущимся в общем потоке. Новые линии по своей скорости, регулярности, надёжности, провозной способности будут близки к метрополитену.

При введении в строй трамвайных линий количество полос для автомобилей не сократится. А благодаря комфорту и скорости этого транспорта часть людей откажутся от ежедневного использования машин, что снизит загруженность дорог и уменьшит проблему парковок в центре. Кроме того, полосы транспорта будут перенесены с крайних на ось проспектов, что увеличит количество парковочных мест.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах