Примерное время чтения: 8 минут
225

Экстренное торможение. Машинист электровоза – о ЧП на железной дороге

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Ростов" 24/10/2023
Машинист не только может доставить к нужному месту на поезде, но иногда и спасти жизнь.
Машинист не только может доставить к нужному месту на поезде, но иногда и спасти жизнь. Правительство Ростовской области

Железная дорога в последнее время стала очень востребована – объём пассажирских и грузовых перевозок с каждым годом растёт. Поэтому ответственность на представителях рабочей специальности, кто водит составы поезда, особенная.

О том, почему на железной дороге остаются работать только ответственные и профессиональные специалисты, умеющие оперативно решать проблемы, корреспондент rostov.aif.ru узнала у машиниста электровоза Батайского депо Александра Жабина.

Двести метров

Спасение людей для Александра Жабина – дело почти обычное, часть работы. Наверное, это осталось у него после службы в армии старшим лейтенантом в горячих точках, когда нужно было в считанные секунды принимать решение. Военнослужащим, по словам Жабина, он был временно, так как не мог работать на железной дороге. Но вот характерная способность спасать людей и технику, судя по всему, осталась навсегда.

Читаю сухие строчки в СМИ: «Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Батайск предотвратила столкновение на переезде, до которого оставались считанные секунды».

Прошло уже шесть лет, но Александру кажется, что это было вчера – 15 июля 2017 года. Он, машинист, и его помощник Дмитрий Боровик остановились на станции «Разъезд 9-й км», куда бригада приехала накануне с поездом № 156 «Анапа – Москва». Локомотивщики переночевали в доме отдыха для таких бригад и повели тот же поезд уже в обратном направлении. С момента отправления прошло около часа, поезд с отдохнувшими на курорте пассажирами на скорости 100 километров в час приближался к станции «Ангелинская».

Фото: Из личного архива/ из личного архива

Те, кто работают на железной дороге, знают, что вход с перегона на «Ангелинскую» расположен на кривом участке. А это значит, что впереди плохая видимость и локомотивная бригада использует только приборы безопасности.

«Проехали зелёный входной (разрешающая светофорная сигнализация – прим. ред.), но того, что происходит на станции, из-за кривого участка не видели, – рассказывает Александр Жабин. – И в этот момент комплексное локомотивное устройство безопасности вдруг переключает разрешающий сигнал на запрещающий. Мы вместе закричали: «Экстренное!» И сразу по тормозам».

Поезд шёл со скоростью 100 километров в час, то есть за секунду проезжал где-то почти 28 метров. Эти несколько секунд в тот момент тянулись, словно часы. Когда поезд вышел из кривой, то увидели: железнодорожный переезд перегородил гружёный «КАМАЗ» с прицепом. Водитель перевозил зерно, а тут заглох мотор прямо на железнодорожном пере­езде. Что делать? Локомотивной бригаде пришлось экстренно тормозить пассажирский поезд, который остановился где-то за 200 метров до грузовика.

«Переживать начали только после остановки, до этого времени не было, – улыбается Александр. – Руки не тряслись, но, да, закурил, чтобы успокоить нервы. Впрочем, в нашей работе экстренное торможение, к сожалению, не настолько редкое явление, как хотелось бы».

А пассажиры поезда «Анапа – Москва», когда узнали, почему тот вдруг остановился недалеко от непредусмотренной для остановки станции «Ангелинская», решили поблагодарить железнодорожников и написали об этом на сайте ОАО «РЖД».

«Вы только представьте, что предотвратили эти ребята. Спасибо, что не дали попасть в беду. У вас работают суперпрофессионалы своего дела», – написала одна из пассажирок Галина Карпенко.

Какие-то десять минут

Врезалось в память машиниста и 18 декабря 2022 года. Всё, на первый взгляд, как обычно, пассажирский поезд № 19 «Ростов-на-Дону – Москва» следует по своему обычному маршруту.

«Мы ехали по перегону Новочеркасск – Хотунок, и вдруг в тормозной магистрали упало давление. Я тут же применил экстренное торможение», – вспоминает Жабин.

Время 16.20. Поезд из 18 пассажирских вагонов остановился в границах станции «Хотунок». В этот момент кто-то из пассажиров из-за сильного задымления во втором по ходу поезда вагоне срывает стоп-кран. О ЧП сообщает начальник поезда. Машинист действует строго по инструкции. Сообщил о случившемся дежурному по станции и диспетчеру, вызывает пожарную команду. Но задымлённый вагон нужно было срочно отцепить от состава. Александр отправил помощника Михаила Бойко закрепить сначала хвостовую часть поезда из 16 вагонов, а затем и головную. Сам же с электромехаником отключил от электровоза высоковольтные провода и отопление вагонов. Отцепили два первых вагона, машинист отвёл их на безопасное расстояние. Затем отцепили и закрепили пострадавший вагон. Оставалось отвести первый, невредимый, на безопасную дистанцию и тоже закрепить «башмаками».

Пока машинист управлял локомотивом, его помощник Михаил Бойко с поездной бригадой занимались разделением поезда и приведением его в безопасное состояние на случай, если вагон загорится. Шла эвакуация пассажиров. Михаил помогал людям выйти из вагона, ступеньки которого были высоко от земли, поскольку он стоял не у платформы, и перенести вещи. На всё это понадобилось минут десять, не больше. Никто из пассажиров не пострадал.

Из Новочеркасска пришёл тепловоз, переставив хвост пассажирского поезда из 16 вагонов на другой путь. Александр Жабин на этот же путь переставил исправный вагон. Состав соединили, и поезд отправился по маршруту в 17.43 с опозданием на 1 час 20 минут. ЧП никак не повлияло на движение других поездов.

 За предотвращение чрезвычайного происшествия на станции «Хотунок» машинист 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Батайск Александр Жабин и помощник машиниста Михаил Бойко получили благодарность от начальника Северо-Кавказской железной дороги. Также машинисту вручили знак «За безопасность движения». От губернатора Ростовской области и администрации Батайска он получил благодарственное письмо. И даже стал одним из героев документального фильма «Железнодорожный вояж» о российских железных дорогах.

Династия

Александр Жабин – потомственный железнодорожник. В феврале 2024 года исполнится 22 года, как он трудится в отрасли. Родом из Минеральных Вод, что в Ставропольском крае. С 2002-го по 2007 год работал на железной дороге в Минводах помощником, а потом и машинистом электровоза. В Ростовской области живёт с 2007 года. Дедушка Александра Валентин Жабин работал машинистом в Минеральных Водах.

«Он с детства брал меня с собой на работу, наверное, тогда я и решил тоже стать машинистом», – рассказывает Жабин.

Александр выучился на помощника, но в 90-е приём на дорогу был закрыт, пришлось временно оставить свою мечту. И только в 2002-м вновь потребовались локомотивщики, и он сразу пришёл в депо.

Сегодня сын машиниста Олег работает начальником железнодорожной станции «Шепси» в Краснодарском крае, дочь Виктория учится на движенца в РГУПСе. Супруга Любовь Борисовна работает инженером в дирекции движения на РЖД.

«Каждый рейс – это не только новый день, но и профессиональная работа, доведённая до автоматизма. Важные для машиниста качества – выдержка, дисциплина и ответственность. А решение ты должен принять молниеносно. Как говорят негласно железнодорожники, локомотивная бригада – это последняя инстанция, которая принимает окончательное решение», – резюмирует Александр Жабин.

Сегодня отправится в путь один из пассажирских поездов, который будет вести Жабин. И неважно, куда он пойдёт. Главное, что пассажиры могут быть спокойны, поскольку ведут его профессионалы.

Машинист не только может доставить к нужному месту на поезде, но иногда и спасти жизнь.

Важные для машиниста качества – выдержка, дисциплина и ответственность. А решение ты должен принять молниеносно.

Какая разница между поездом и составом?

Разница, действительно, есть. Состав – это группа сцеплённых между собой вагонов. Если с составом для производства манёвров объединился локомотив, то это по-прежнему будет состав.

Поезд – это сформированный и сцепленный состав с одним или несколькими действующими локомотивами, опробованными тормозами, имеющий установленные сигналы, которые обозначают голову и хвост. Поезду перед отправлением присваивается определённый номер, который позволит отличить его от остальных поездов. Также отправляемый на перегон локомотив без вагонов будет считаться поездом, поскольку и ему будет присвоен номер.

Факты
Общая масса грузового поезда составляет около пяти тысячи тонн, масса пассажирского состава составляет около одной тысячи тонн, масса одной цистерны – 80-100 тонн. В среднем в пассажирском поезде 16 вагонов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах