Примерное время чтения: 10 минут
112

Какофония центра города. Почему архитектура Ростова похожа на базар

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ на Дону" 15/11/2022
Марина Натальян
Марина Натальян / Марина Натальян / Из архива

Ростов – замочная скважина, через которую можно увидеть историю России XX века. Так считает экскурсовод Марина Натальян, перебравшаяся в донскую столицу из Санкт-Петербурга в 2017 году. Она уже около пяти лет занимается любимым делом и знакомит ростовчан с их родиной.

Корреспондент «АиФ-Ростов» поговорил с Натальян о том, какие преступления скрывают старинные особняки и что роднит Ростов с Петербургом.

Закрытая шкатулка

– Марина, почему вы выбрали именно эту профессию?

– У меня есть талант – тащить за собой людей, рассказывать им всякие истории. Моя мама историк по образованию, поэтому в детстве я была частым посетителем музеев и библиотек. Впервые попробовала себя в качестве гида на теплоходе в Санкт-Петербурге. Мне понравилось, и я пошла по этой стезе, окончила специальные курсы. В дальнейшем проводила всевозможные экскурсии – от стандартных автобусных историй до велосипедных прогулок. Сейчас в основном специализируюсь на детских игровых экскурсиях в пространстве города.

– Что вас побудило бросить любимую работу в самом красивом городе России и перебраться в Ростов-на-Дону?

– Любовная история. Мой муж живёт в Ростове. Он финансовый аналитик, но при этом любитель старины и сторонник сохранения культурной памяти. Это нас объединило. Я переехала к нему в 2017 году, и тут у нас родился сын Сашенька. Ещё у меня есть 14-летняя дочь Маша от первого брака.

– Как вам удалось так быстро изучить новый для вас город?

– Изначально Ростов представлялся мне закрытой шкатулкой. В моей внутренней карте этого города не было. Я всегда задумывалась о поездках в Самару, Одессу, Звенигород, Алупку, но не в Ростов. Мне пришлось узнавать его с чистого листа, и это здорово! Пока была на сносях, изучала краеведческую литературу из библиотеки моей свекрови. Многое узнала из книг Любови Волошиновой. У неё есть чудесное издание «Перекрёсток столетия», где она повествует истории улиц и площадей. Можно взять книгу и пойти гулять по упомянутым местам. Однажды я вышла за молоком и со спины узнала Волошинову. Подбежала к ней и сказала, что она мне сегодня приснилась. Вообще, в Ростове у меня случилась череда случайных встреч, благодаря которым я стала экскурсоводом.

– Можно поподробнее?

– В октябре 2017 года мы с мужем гуляли по Соборному переулку. Было прохладно и темно. Моё внимание привлекли ребята, которые стояли в кружочке и читали друг другу стихи. Муж пошёл за сигаретами на базар, а я осталась «греть уши». Мне в Ростове не хватало уличной движухи, так называемой городской коммуникации. Да, я видела архитектуру и понимала, что за ней стоит много историй, но отсутствие мемориальных досок на домах и неразговорчивость прохожих привели к тому, что город со мной молчал. Но однажды я встретила действительно необычных людей. Выяснилось, что прямо на улицах города идёт подготовка к театрализованной экскурсии «Ростов-папа». А я тогда полгода сидела дома с ребёнком, и мне уже было скучно варить борщи и менять пелёнки, хотелось на свободу. Я им рассказала, что делала в Питере, и предложила свою помощь. Мы обменялись контактами, и через месяц мне позвонили.

Проект «Ростов на ладошках» назревал давно: в городе много исторических локаций, о которых можно рассказать детским языком.
Проект «Ростов на ладошках» назревал давно: в городе много исторических локаций, о которых можно рассказать детским языком. Фото: Из архива/ Марина Натальян

Ростовская фишка

– Ростов чем-то похож на Санкт-Петербург?

– Сразу вспоминается кухонный спор со свекровью… Крепость Димитрия Ростовского, с которой началась современная донская столица, своей формой в виде звезды очень похожа на Петропавловскую крепость. Улицы обоих городов преимущественно ровные, по-военному параллельные и перпендикулярные. Также по всему Ростову, как и в Питере, установлены колокольни-доминанты, разрезающие город и являющиеся ориентиром для жителей. Вот, например, идёшь по Соборному и видишь храм впереди. Из-за многоэтажек сейчас это не так актуально, но экспертам удаётся считывать исторические пласты города. Более того, многие знаковые объекты в Ростове были построены мастерами петербуржской школы или теми, кто у них учился. Например, по проекту архитектора Константина Тона был построен кафедральный собор, Владимир Гельфрейх во времена СССР сотворил театр Горького, напоминающий трактор.

– Есть ли у донской столицы отличительная черта, которая выделяет её среди других городов России?

– Ростовская фишка заключается в том, что здесь можно найти много зданий из разных веков. Нынешняя архитектура напоминает базар. На первый взгляд, получается какофония, скрипка и тромбоны звучат одновременно. А если прислушаться, то можно услышать цельную композицию. Ростов – это такая замочная скважина на всю историю России XX века. Здесь прослеживаются и последствия Гражданской войны, и возрождение православной церкви…

Одним из самых знаковых зданий для Ростова можно назвать Публичную библиотеку. На одной из экскурсий дети нашли в ней сходство с крематорием. Но это такая идея архитекторов – снаружи страшная громадина, а внутри райские кущи. Им так представлялся начитанный человек, внутренний мир которого напоминает рай с фонтанами и мрамором. Библиотека строилась 30 лет. В Ростове всегда так – сначала думают, что сейчас как построим с размахом и весь СССР будет завидовать, а потом денег не хватает. Здание закончили только в 1994 году. Тогда вся страна колбасу не ела, а в Ростове достраивают библиотеку. Это же круто, такая сила духа. Кстати, немногие горожане знают, что на её фасаде изображены лики гениев: Достоевский, Толстой, летописец Пимен, Эйнштейн, Данте и другие.

Преступления века

– В последнее время власти активно сносят здания в историческом центре. Приходилось ли вам водить экскурсии к домам, которых уже нет?

– На экскурсии «Ростов-папа», посвящённой громким преступлениям, было здание, связанное с одной газетной заметкой 1918 года в «Приазовском крае». В ней говорилось, что в Обществе взаимного кредита – старейшем здании банка в Ростове – произошло «ограбление века». Преступление на Семашко, 32, совершённое во время Гражданской войны, так и не было раскрыто. По этой истории можно снимать кино и делать массу интересных вещей для привлечения туристов. Но здание снесли, чтобы построить музей разведчика Вартаняна. Жалко даже не этот дом, а соседний на Семашко, 30, который тоже попал под снос. Это одно из первых зданий, которое запечатлено на фотографии, будучи не на Садовой. Во-вторых, это единственный среди восьми кварталов дом, который не пострадал от артобстрелов во время ВОВ. Три года назад его капитально отремонтировали за несколько миллионов рублей, а в этом году признали аварийным и снесли, переселив жильцов. Занятно, что разведчик, во имя которого построят музей, не один раз проходил мимо этого дома. Вообще, сносить старинные здания, чтобы построить на их месте музей… Есть в этом что-то нелогичное.

– А какие здания в Ростове вам нравятся больше всего?

– Знаменитый дом с ангелами на Московской, 72. Очень люблю его и знаю не одну историю, когда люди оставались в Ростове, потому что им понравился этот дом. Я одна из них. Также приходит на ум дом купца Генч-Оглуева, наверху которого находится морской конёк. Это здание радостное – смотришь на него и жить хочется. К тому же, хорошо выглядит из-за недавнего ремонта. Дом Мнацакановой на Пушкинской очень нравится и дом Ивана Зворыкина, который ещё называют домом Чуба.

– Что вы рассказываете детям на своих экскурсиях? Как удаётся увлечь молодёжь архитектурой и культурой города?

– Мой проект «Ростов на ладошках» давно назревал, потому что в городе много исторических локаций, о которых можно рассказать детским языком. 22 октября прошла первая экскурсия – прогулка по набережной от памятника Темерницкой таможне до Будённовского проспекта. Мы с моей помощницей Натальей ходим в тельняшках, как моряки, и водим детей: собираем карту, учим ориентироваться по компасу, ищем старинные здания, вяжем морские узлы, вспоминаем флажную азбуку и способы сигнализации с корабля на корабль. На набережной есть одно из зданий, которое принадлежало «гвоздильному королю» Николаю Панину. На прогулки мы берём разные тематические сундуки, в которых лежат фарфоровая кукла, велосипедная шильдочка, камушки, монетки, гвоздь и так далее. Я предлагаю детям придумать, как при помощи попавшегося им предмета можно разбогатеть. Ребята предлагают очень смешные варианты, а есть такие интересные идеи, которые нужно записывать. И вот когда дело доходит до гвоздя, я рассказываю про Панина, который построил крупнейший завод по изготовлению гвоздей на юге России. На гвоздях ведь держится вся цивилизация…

Досье

Марина Натальян родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 16 января 1985 года. Окончила факультет биофизики в Санкт-Петербургском политехническом университете, работала в НИИ ядерной физики. Затем в СМИ. Замужем, двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах