Елена Сазоненко в общей сложности занимается плетением кружева на коклюшках 20 лет. Свою любовь к этому ажурному виду декоративно-прикладного искусства преподаватель филиала санаторной школы-интерната № 74 в Таганроге Елена Сазоненко передала не только дочери Анне, но и ребятам из творческого объединения «Кружевничка».
О секретах мастерства она рассказала rostov.aif.ru.
Плетея из Таганрога
«Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья –
Я примеряю кружева…»
Ольга Хазаринова.
Когда смотришь на эти тончайшие ажурные произведения женских рук, то можно увидеть целую историю – и морозные узоры, и невесомую, как пёрышко паутину бабьего лета, и бело-розовые лепестки, осыпавшие весенний сад, и какую-то сказочно-волшебную бабочку, и этот необычный головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку файшонку (фальшонку).
Тех, кто занимается кружевоплетением, называют кружевницами или плетеями. Елена Сазоненко из Таганрога – одна из них. Она постоянный участник международных, всероссийских, областных и городских выставок.
«Занимаюсь кружевоплетением на коклюшках с 2004 года. Обучалась у Ольги Зубковой, которая является членом Международной ассоциации коклюшечного и игольного кружева OIDFA, лауреатом Чеховской премии в области культуры и искусства. Этому ремеслу она научилась у своей бабушки – елецкой кружевницы. А потом передала его мне и моей дочери Анне. Сейчас продолжаю совершенствовать свои знания и умения в онлайн-формате в школе «Круглица» города Череповца», – рассказывает таганрогская кружевница.
В 2010 году Елена Сазоненко возглавила творческое объединение «Кружевничка» в школе-интернате Таганрога. За 14 лет в объединении получили азы кружевоплетения более 200 девчонок и мальчишек. Примечательно, что не только маленькие представительницы прекрасного пола ходят на занятия к Елене Сазоненко, но и мальчики. А знаете, почему? Чтобы дорогой и самой любимой маме в мире сплести брошь в форме бабочки, сказочного цветка.
Таганрогская школа-интернат – единственное учебное заведение на юге России, где преподают этот вид старинного ремесла. На занятиях кружка ребята изучают особенности плетения русского кружева. Например, в технике сцепного кружева о таких кружевных школах, как вологодское кружево, елецкое, кирижское (захожское), белевское, вятское. Интересно узнать, как плетётся многопарное михайловское и балахнинское кружево.
Елена Сазоненко и коклюшки помогают ребятам не только замечать и создавать красоту вокруг себя. Во время работы они многое узнают, развивают свои таланты.
Любимые коклюшки
По одной из версий, именно с подачи Петра I кружево в России стали массово плести и использовать.
Так что же нужно для кружевоплетения? Обязательно понадобятся подушка (барабан или бубен), подставка (пяльцы) и коклюшки. На подушку закрепляется сколок (технический рисунок кружевного изделия). Подушки могут быть разными в зависимости от размера выплетаемых изделий.
Коклюшка – это деревянная, как правило, фигурная палочка с шейкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют подушечным кружевом. Оказывается, что во время ручной работы изделий сцепной техники плетения требуется от шести до 12 пар коклюшек. Нитки наматываются на коклюшки попарно, сначала на одну коклюшку, а затем без отрыва нитки на другую.
«Заказываю коклюшки у двух мастеров – Евгения Чащина из Вологды и Владимира Сальникова из Йошкар-Олы. Особенно нравится работать на коклюшках из венге и амаранта, потому что от них идёт какое-то особенное тепло и изделия плетутся сами собой», – делится мастерица.
Каких только нет деревянных помощников у Елены Сазоненко: из берёзы, клёна, груши, яблони, ясени, вяза, бука, рябины, можжевельника и акации! А благодаря мастеру Владимиру Сальникову собрала коллекцию коклюшек из дорогостоящих пород древесины: бразильской акации, венге, ореха, корня полисандра, лунного эбена, красного эбена, пламенного эбена, дуба, эбена сатона, макорэ, амаранта, кайя, ироко, бубинго, пабука, таминтоза.
Творческий процесс бесконечен, если им постоянно заниматься и учиться чему-то новому. Вот и таганрогская кружевница обменивается секретами волшебного кружевоплетения с мастерами Марией Медковой, Оксаной Кирилловой, Ираидой Зубаревой из Вологды, Ларисой Гусевой из Череповца, с онлайн-школой «Круглица», Ольгой Скворцовой из Белева, Светланой Дорошенко из Ступино и т.д.
А началась вся эта история с кружевоплетением, связавшая незримыми нитями всю жизнь донской плетеи, ещё в далёком детстве. Её отец из потомственных донских казаков Александр Хорунжий, работая завучем в музыкальной школе имени И. О. Дунаевского в Гуково и педагогом по классу баяна и аккордеона, увлекался фотографией и живописью, а поэтому в доме было очень много книг по искусству, которые его маленькая дочь любила подолгу рассматривать. Однажды, открыв книгу «Государственный Русский музей» и увидев ажурные воротники, маленькая девочка Лена влюбилась в них навсегда.
И уже став взрослой, она по-прежнему, как ребёнок, радуется всему новому, интересному и чудесному. Поэтому неслучайно любимые праздники у мастерицы из Таганрога – это Новый год и Рождество. Ведь это всегда ожидание какого-то чуда и волшебства. Поэтому она с такой любовью плетёт ажурные игрушки на праздничную ёлку на Новый год, а ангелочки – на Рождество.
Сколько времени плетётся кружево?
Согласитесь, усидчивость и терпение мастеров по плетению волшебного кружева всегда восхищает. Ведь для того, чтобы создать такое изделие, нужно потратить немало времени. А ведь мы, южанки, такие нетерпеливые и любим, чтобы всё получалось хорошо, но поскорее. А вот кружево по-быстрому сплести не получится.
«Если на плетение маленькой броши понадобится два часа, то на файшонку (головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетённую из чёрных шёлковых или хлопчатобумажных нитей) – около года. Моя дочь Анна, профессиональная кружевница и вышивальщица, окончившая губернаторский колледж народных промыслов в Вологде, над одной кружевной косынкой однажды работала девять месяцев», – рассказывает мастер декоративно-прикладного искусства Дона Елена Сазоненко.