Елена Сазоненко в общей сложности занимается плетением кружева на коклюшках 20 лет. Свою любовь к этому ажурному виду декоративно-прикладного искусства преподаватель филиала санаторной школы-интерната № 74 в Таганроге Елена Сазоненко передала не только дочери Анне, но и ребятам из творческого объединения «Кружевничка».
О секретах мастерства она рассказала rostov.aif.ru.
Плетея из Таганрога
«Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья –
Я примеряю кружева…»
Ольга Хазаринова.
Когда смотришь на эти тончайшие ажурные произведения женских рук, то можно увидеть целую историю – и морозные узоры, и невесомую, как пёрышко паутину бабьего лета, и бело-розовые лепестки, осыпавшие весенний сад, и какую-то сказочно-волшебную бабочку, и этот необычный головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку файшонку (фальшонку).
Тех, кто занимается кружевоплетением, называют кружевницами или плетеями. Елена Сазоненко из Таганрога – одна из них. Она постоянный участник международных, всероссийских, областных и городских выставок.
«Занимаюсь кружевоплетением на коклюшках с 2004 года. Обучалась у Ольги Зубковой, которая является членом Международной ассоциации коклюшечного и игольного кружева OIDFA, лауреатом Чеховской премии в области культуры и искусства. Этому ремеслу она научилась у своей бабушки – елецкой кружевницы. А потом передала его мне и моей дочери Анне. Сейчас продолжаю совершенствовать свои знания и умения в онлайн-формате в школе «Круглица» города Череповца», – рассказывает таганрогская кружевница.
В 2010 году Елена Сазоненко возглавила творческое объединение «Кружевничка» в школе-интернате Таганрога. За 14 лет в объединении получили азы кружевоплетения более 200 девчонок и мальчишек. Примечательно, что не только маленькие представительницы прекрасного пола ходят на занятия к Елене Сазоненко, но и мальчики. А знаете, почему? Чтобы дорогой и самой любимой маме в мире сплести брошь в форме бабочки, сказочного цветка.
Таганрогская школа-интернат – единственное учебное заведение на юге России, где преподают этот вид старинного ремесла. На занятиях кружка ребята изучают особенности плетения русского кружева. Например, в технике сцепного кружева о таких кружевных школах, как вологодское кружево, елецкое, кирижское (захожское), белевское, вятское. Интересно узнать, как плетётся многопарное михайловское и балахнинское кружево.
Елена Сазоненко и коклюшки помогают ребятам не только замечать и создавать красоту вокруг себя. Во время работы они многое узнают, развивают свои таланты.
Любимые коклюшки
По одной из версий, именно с подачи Петра I кружево в России стали массово плести и использовать.
Так что же нужно для кружевоплетения? Обязательно понадобятся подушка (барабан или бубен), подставка (пяльцы) и коклюшки. На подушку закрепляется сколок (технический рисунок кружевного изделия). Подушки могут быть разными в зависимости от размера выплетаемых изделий.
«Заказываю коклюшки у двух мастеров – Евгения Чащина из Вологды и Владимира Сальникова из Йошкар-Олы. Особенно нравится работать на коклюшках из венге и амаранта, потому что от них идёт какое-то особенное тепло и изделия плетутся сами собой», – делится мастерица.
Каких только нет деревянных помощников у Елены Сазоненко: из берёзы, клёна, груши, яблони, ясени, вяза, бука, рябины, можжевельника и акации! А благодаря мастеру Владимиру Сальникову собрала коллекцию коклюшек из дорогостоящих пород древесины: бразильской акации, венге, ореха, корня полисандра, лунного эбена, красного эбена, пламенного эбена, дуба, эбена сатона, макорэ, амаранта, кайя, ироко, бубинго, пабука, таминтоза.
Творческий процесс бесконечен, если им постоянно заниматься и учиться чему-то новому. Вот и таганрогская кружевница обменивается секретами волшебного кружевоплетения с мастерами Марией Медковой, Оксаной Кирилловой, Ираидой Зубаревой из Вологды, Ларисой Гусевой из Череповца, с онлайн-школой «Круглица», Ольгой Скворцовой из Белева, Светланой Дорошенко из Ступино и т.д.
А началась вся эта история с кружевоплетением, связавшая незримыми нитями всю жизнь донской плетеи, ещё в далёком детстве. Её отец из потомственных донских казаков Александр Хорунжий, работая завучем в музыкальной школе имени И. О. Дунаевского в Гуково и педагогом по классу баяна и аккордеона, увлекался фотографией и живописью, а поэтому в доме было очень много книг по искусству, которые его маленькая дочь любила подолгу рассматривать. Однажды, открыв книгу «Государственный Русский музей» и увидев ажурные воротники, маленькая девочка Лена влюбилась в них навсегда.
Сколько времени плетётся кружево?
Согласитесь, усидчивость и терпение мастеров по плетению волшебного кружева всегда восхищает. Ведь для того, чтобы создать такое изделие, нужно потратить немало времени. А ведь мы, южанки, такие нетерпеливые и любим, чтобы всё получалось хорошо, но поскорее. А вот кружево по-быстрому сплести не получится.
«Если на плетение маленькой броши понадобится два часа, то на файшонку (головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетённую из чёрных шёлковых или хлопчатобумажных нитей) – около года. Моя дочь Анна, профессиональная кружевница и вышивальщица, окончившая губернаторский колледж народных промыслов в Вологде, над одной кружевной косынкой однажды работала девять месяцев», – рассказывает мастер декоративно-прикладного искусства Дона Елена Сазоненко.