Примерное время чтения: 8 минут
152

Два секрета успешного стиха. Поэт из Ростова получил престижную премию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Ростов" 24/10/2023
С 1986 года Игорь Кудрявцев руководит литературно-творческим объединением «Дон», сам пишет стихи каждый день и выдал не одну путёвку в жизнь начинающим поэтам.
С 1986 года Игорь Кудрявцев руководит литературно-творческим объединением «Дон», сам пишет стихи каждый день и выдал не одну путёвку в жизнь начинающим поэтам. / Игорь Кудрявцев / Из личного архива

Донского поэта Игоря Кудрявцева в октябре 2023 года за большой вклад в русскую литературу и в связи с 65-летием Союза писателей России наградили золотой Пушкинской медалью. Церемония прошла в день векового юбилея Ростовского регионального отделения Союза писателей России.

О встрече с Шолоховым, разнице между стихами и песнями и поэтических штампах Игорь Кудрявцев рассказал rostov.aif.ru.

Череда случайностей

Писать стихи Игорь Кудрявцев начал в десятилетнем возрасте, тогда он жил в станице Кущёвской.

«Я смотрел на закат, начали появляться первые звёздочки… Наполнился умиротворением, и ко мне пришли мои первые строчки», – вспоминает он.

Потом будущий известный поэт поступил в Ростовский техникум сельхозмашиностроения, не бросая своего увлечения. И именно тогда об этом узнали не только родственники, но и сокурсники, учителя…

«Меня попросили писать в стенгазету стихи к разным датам. Но если есть заказ на стихотворение даже от самого себя – это, безусловно, влияет на качество», – объяснил Игорь Кудрявцев.

Спустя некоторое время молодой дончанин пришёл в заводскую творческую группу «Ростсельмаша». Там встречались взрослые люди, некоторые были с публикациями, а руководитель – член Союза журналистов СССР, работавший в газете. Впервые стихи молодого слесаря-сборщика Игоря, посвящённые рабочим рукам, опубликовали в заводской газете. Позже уже появились публикации в центральных газетах, журналах, коллективных сборниках, приглашения на местное телевидение…

«Издать книгу в то время было чрезвычайно тяжело, – рассказал Игорь Николаевич. – Издательству давали пять наименований на год, а ведь обязательно у кого-то юбилей… Но мне повезло – под одним наименованием издали сразу пять книжек, в том числе и мою. Тогда я был самым юным из авторов. В это же время вышло постановление ЦК КПСС о работе с творческой молодёжью, и 38-страничную книгу наш обком комсомола отправил в Москву. А потом внезапно оказалось, что я лауреат Всесоюзной премии. И на следующий год меня приняли в Союз писателей СССР».

Редактор первой книги Кудрявцева, известный поэт Александр Рогачёв, взял молодого автора под крыло. Но знаменитым дончанин проснулся, когда с его стихами случайно ознакомился известный советский поэт, военный корреспондент Евгений Долматовский. Он лежал в больнице, спустился в газетный киоск и купил журнал «Дон», где было опубликовано стихотворение Игоря Кудрявцева.

«Я приобрёл журнал в на­дежде, вдруг прочту стихи какого-нибудь нового поэта? – написал Евгений Долматовский потом в журнале «Октябрь». – Много раз с такой целью покупал областные журналы, это моя личная игра. Открывал номер и проигрывал. Ну, вот, «стихи молодых», Игорь Кудрявцев – в первый раз слышу. Прочитал 12-строчное стихотворение и сразу его запомнил: умное, волнующее, замысловато построенное – давно не встречал такой удачи».

Приём в Союз писателей СССР помог молодому поэту развиваться в творчестве дальше – второй сборник стихов дончанина вышел уже в Москве в издательстве «Современник». Там же Игорь Кудрявцев окончил высшие литературные курсы, а по возвращению в Ростов в 1986 году возглавил литературно-творческое объединение «Дон». Руководит им до сих пор.

Но ещё до этого, в 1981 году, состоялась встреча, запомнившаяся Кудрявцеву на всю жизнь, с Михаилом Шолоховым. Накануне дня рождения советского писателя в станице Вёшенской на берегу Дона готовились открывать бюст-памятник. Такой монумент был положен по закону, когда человеку дважды присвоили звание Героя Социалистического Труда. В донской писательской организации встал вопрос, кто будет приветствовать от них на церемонии. И тут из ЦК партии пришла телеграмма с рекомендацией: нужен самый молодой писатель, но при этом член союза. Моложе Игоря Кудрявцева на тот момент в организации никого не было.

«Тогда Вёшенская была похожа на телевизионный «Голубой огонёк»: там Мордюкова идёт, здесь – Тихонов, дальше – Кириенко, – вспоминает поэт. – Михаил Александрович на торжествах отсутствовал, но к нему в дом провели радиоточку и всё, что происходило на берегу Дона, он прекрасно слышал».

Позже выступавших гостей Михаил Шолохов пригласил домой. И молодой писатель оказался на домашнем застолье с классиком мировой литературы…

Не стих, а песня

Ещё в школе Игорь Кудрявцев пел в местной самодеятельности, затем исполнял песни на концертах в техникуме. А потом во время службы в армии пел в военном ансамбле песни и пляски. Демобилизовавшись, стал заниматься авторской песней. Писал стихи, сочинял к ним мелодии, исполнял на творческих встречах. Но нужен был рост – пока все попытки напоминали художественную самодеятельность. Через азовского приятеля, поэта Юрия Ремесника, удалось выйти на Вячеслава Малежика. И однажды артист позвонил Кудрявцеву и сказал: «Я написал песню на ваши стихи, послушаете?» Так началось творческое содружество.

Игорь Кудрявцев отмечает: между стихами и песнями есть различие.

«Хоть стихи Есенина и стали песнями, а Пушкина – романсами, но всё-таки в классическом варианте песни должно быть три припева и два куплета, – рассказал поэт. – Возможна и одна строфа с повтором последних строчек. Текст тоже иной: в стихах можно что-то недосказать, нужен второй подтекст, где-то можно позволить читателю додумать, напустить туман. А в песне всё должно быть предельно ясно, чтобы понятно было каждому, от первоклассника до умудрённого опытом старика. Если говорить об авторской песне, это особый жанр и у него свои законы. Желательно, чтобы был рефрен – одна и та же строчка повторяется каждый раз с новым смыслом».

Сначала донской автор не верил высказанной когда-то Фёдором Шаляпиным мысли, что в песне главное слова. Осознание этого пришло уже с опытом.

«Бывает, плохую музыку посредственный текст вытягивает, – утверждает дончанин. – Но хорошая музыка не сможет вытянуть посредственное стихотворение. В хорошем тексте важен не столько смысл, сколько интонация, напевность».

Игорь Кудрявцев считает: можно быть поэтом, но при этом не писать стихи, а можно, наоборот, писать стихи, но не быть поэтом, вроде, и рифма есть, но нет поэзии… Сам же он по-прежнему пишет каждый день.

«Конечно, это не значит, что ежедневно выдаю по стихотворению, – отмечает автор. – Строчки не дают мне покоя в течение суток, иногда даже во сне, поскольку стихи я пишу в голове и записываю только окончательный вариант. Тему творчества я, разумеется, не обошёл в моих стихах: «Ни поражений, ни побед... Мир однокомнатен и сужен, слова на завтрак и обед да легкострочие на ужин... Но утро, будто решето, отсеет рудное «не то»...».

Дончанин говорит, чтобы быть поэтом, нужно иметь только два качества – отсутствие штампов и благозвучие строки. Казалось бы, просто, но люди к этому могут идти десятилетиями…

«Например, человек написал: «Надо мною синее небо». И вот «синее небо» – это штамп, нужно искать что-то другое, – объясняет Игорь Кудрявцев. – Не всякое слово ложится в строку. Может подходить по смыслу, но об него строка как будто спотыкается. К примеру, ещё в 18 лет я написал стихотворение «Дуэль». Сначала в ней была такая строка: «Лишь на секунду умер Пушкин, и лишь секунду жил Дантес». Хожу и думаю, что-то не то, хотя по смыслу правильно. Потом понял: секунда – не очень поэтичное слово. Потом меня осенило: «Лишь на мгновенье умер Пушкин, и лишь мгновенье жил Дантес». Секунда и мгновение – абсолютно противоположны по звуку».

Справка

Игорь Кудрявцев родился в 1944 году в Вологодской области. Автор более 20 книг: поэтических, детских, документально-исторических. Лауреат Всесоюзной литературной премии (1978). Награждён медалью «К 100–летию М.А. Шолохова» (2004). Редактор-составитель вместе с поэтом Н.М. Скрёбовым антологии «Поэзия Дона» (2014). Руководитель Ростовского областного литературно-творческого объединения «Дон» имени Е.В. Нестеровой.

С 1986 года Игорь Кудрявцев руководит литературно-творческим объединением «Дон», сам пишет стихи каждый день и выдал не одну путёвку в жизнь начинающим поэтам.

Бывает, плохую музыку посредственный текст вытягивает. Но хорошая музыка не сможет вытянуть посредственное стихотворение.

Четверостишие Игоря Кудрявцева

Пусть годы – моё наследство,

Но в гавань моей весны

Заходит второе детство

Под парусом седины…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах