Режиссёр хлопнул в ладоши: «Отлично! Сцена сыграна блестяще! Репетиция окончена!» А главные герои продолжали стоять и смотреть друг на друга, не замечая никого.
- В таких случаях говорят: пробежала искра. Тогда я отчётливо это почувствовала. Почувствовала и... испугалась! - вспоминает актриса Елена Клименко. Играть любовь в премьерном спектакле оказалось несложно. Сложнее было справиться с нахлынувшими чувствами...
Театральный роман
В её семье крепкой актёрской династии брак считался делом святым.
- Не секрет, что лицедеи - люди увлекающиеся. Служебными романами в нашей среде никого не удивишь, но семья - это единственное, что спасёт от капризной сцены, не отвернётся в болезни, не предаст в старости, - учила Лену мама.
И теперь Елена, замужняя женщина, сама уже мама маленькой дочки, давала себе зарок не думать о новом актёре Владимире Машкине, который недавно появился в театре. Она даже просила режиссёра, чтобы тот заменил ей партнёра от греха подальше. Но главная сцена, сцена любви, получалась только тогда, когда он прикасался к ней губами и у неё от волнения дрожали руки.
После премьеры зал аплодировал стоя. Она успела заметить, как с первого ряда тяжело поднялся её главный зритель. Муж бросил к ногам Елены букет цветов и, не глядя на неё, вышел из зала. Он всё понял. Молодая актриса, стоя на сцене, едва сдерживала слёзы. Владимир, улыбающийся благодарной публике, вдруг повернулся к ней и шёпотом сказал: «Всё будет хорошо. Я тебе обещаю!» За кулисами он вытер на её лице чёрные полоски туши, смазавшие грим, поправил сбившийся парик, взял её ладонь в свою и задал главный вопрос...
- Сегодня, спустя много лет, мы шутим, что в один вечер я потеряла одного мужа и нашла другого. Но в тот момент, когда Принц спросил, выйду ли я за него, я подумала, что Володя заигрался, не вышел из роли. Всё это время он старался, как и я, не показывать своих чувств. Но так же, как и я, не смог...
Вскоре после этого им пришлось уехать в другой город. Развод дался непросто, хотя со временем первый муж простил Елену, помогал ей воспитывать общую дочь и навсегда остался поклонником её таланта, иногда приезжая на премьеры.
- Я тоже долгое время корила себя за то, что пошла на поводу у страсти, по сути разрушила благополучную семью, - объясняет актриса. - Мои сомнения развеял голландский режиссёр, который приехал в Шахты, где мы тогда работали с Володей. Он ставил экспериментальный спектакль «Макбет» и, увидев нас на пробах, сразу взял главными героями.
- Ваши судьбы связаны любовью, это видно невооружённым глазом. Вы вместе, даже если находитесь в разных уголках сцены, - перевёл слова иностранца переводчик. - Талантливый актёр сможет сыграть любую роль, но дать публике энергию подлинного чувства могут только те, кто выстрадал её. И вы сможете понять, что двигало Макбетом и его женой, которые даже в преступлении были единым целым...
Спустя пятнадцать лет она признаётся: любовь, которая однажды перечеркнула её жизнь на «до» и «после», стала главным подарком судьбы...
Не наигралась в куклы
В тяжёлые для шахтинского театра времена семье Клименко пришлось перебраться в Ростов. К тому времени у Владимира и Лены появился ребёнок, денег едва хватало, а работы у актёров особо не было.
- Вернее, какие-то предложения поступали, но у нас с мужем за плечами был хороший багаж, серьёзные драматические роли, и размениваться по мелочам не хотелось. Ждали, когда в театре Горького освободятся места. И вдруг меня пригласили в кукольный театр, - вспоминает Елена. - Сначала я отнеслась к этому предложению скептически. Ну какие куклы, когда зритель знает тебя в лицо, когда внешность - один из инструментов создания роли, а твоё мастерство зависит от умения моментально перевоплощаться? Вова, напротив, советовал попробовать. Во-первых, это скажется на воспитании маленькой дочки, уговаривал он, во-вторых, актёры без сцены быстро теряют форму. Я согласилась, но только чтобы не сидеть без дела и переждать таким образом тяжёлые времена.
За десять лет работы более полсотни ролей сыграла актриса Ростовского государственного театра кукол Елена Клименко, стала лауреатом международных конкурсов и фестивалей.
- Казалось бы, ну что тут трудного: берёшь куклу, водишь её, за ширмой читаешь слова - вот и весь театр. Я тоже так думала, пока не поняла, что маленького зрителя не проведёшь, - говорит она. - Стала присматриваться к коллегам. Любимые детьми актёры начинали работать с куклами ещё в мастерской. Приходили, брали её в руки, проверяя, как двигается, не тяжела ли, тут же пытались проигрывать какую-то задачу. И этот бесформенный кусок гипса или ткани начинал танцевать, плакать или объясняться в любви.
Именно тогда она обратила внимание на чудо, которое происходит за ширмой. Вот пожилая актриса берёт в руки куклу молодой красавицы. Как гордо несёт свою голову девушка из папье-маше, как плавно движется её стан и льётся звонкий смех. И как после спектакля мастерица сидит с прямой спиной, кокетливо поправляет седые волосы и в её глазах загорается тот огонёк, который бывает только в юности. И если обычный актёр часто внешне должен стать на сцене другим человеком, то актёр театра кукол не примеряет своей внешности к внешности куклы, широта его амплуа становится почти безграничной...
А судьи кто?
Откуда берётся эта необъяснимая сила куклы? Как рождается юмор, который заставляет смеяться детей и утирать слёзы хохочущих взрослых? Чем их так трогают бездушные фигурки? Вдыхают ли актёры эту жизнь, или кукла диктует свой характер, свою судьбу? На эти вопросы, признаётся Елена Клименко, она до сих пор не знает ответа...
Вот уже тридцать лет за несколько минут до спектакля она прежде всего заглядывает в щёлку в занавесе, пытаясь понять, какими на этот раз будут её судьи. Через два акта она уже ничего не сможет исправить и ей либо выпадет счастье услышать аплодисменты, либо останется только сердиться на саму себя за то, что где-то сыграла неубедительно. Но каждый раз, перед тем как выйти на сцену, она перекрестится, положит под правую пятку пятикопеечную монету, которую когда-то также клала её бабушка-актриса, и шагнёт навстречу загадочной актёрской судьбе.
- Моя мама была права, когда говорила, что сцена коварна. Правда, она не брала в расчёт кукольный театр, который продлевает актёрам творческую жизнь. И если бы я когда-то не послушала своего мужа, была бы лишена этого счастья. Конечно, может быть, я так рассуждаю, потому что мне повезло не только с ролями, повезло и с дружным коллективом, - говорит Елена.
На зеркале в её гримёрной висит выцветшая фотография: смущённую Золушку обнимает влюблённый Принц. Этот снимок напоминает ей о том, что не только в сказке бывает счастливый конец.