Примерное время чтения: 10 минут
1258

«Долго-долго девочка, а потом - комическая старуха». Актриса о своей работе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ на Дону" 16/11/2016
Людмила Фадеева в спектакле «Пьемонтский зверь».
Людмила Фадеева в спектакле «Пьемонтский зверь». / Людмила Фадеева / Из личного архива

Вечером она - софокловская Антигона или шекспировская Бьянка. Но грим снят - за дверями театра обычная жизнь.

Людмила Фадеева, заслуженная артистка России из Новочеркасского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, в интервью «АиФ на Дону» рассказала, каково это - быть женщиной, матерью и актрисой.

В своей стихии

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Помните, как появилось желание стать актрисой? Тернист ли путь к профессии?

Досье

Людмила Фадеева. Родилась в 1965 году. Заслуженная артистка России.

Окончила Ростовское училище искусств, Ярославский театральный институт.

В Новочеркасском театре драмы и комедии работает с 1987 г. Сыграла более 70 ролей.

Людмила Фадеева: Замирала перед телевизором, когда шёл балет. Хотела порхать по сцене. Но там, где мы жили, балетных школ не было. Переехали в Ростов, погиб папа - какие уж там пуанты... А в 13 лет попала в студию Галины Жигуновой (мамы Сергея Жигунова). Очутилась в своей стихии, и началась другая жизнь. Студенты московских театральных училищ Сергей Жигунов и Константин Лавроненко приезжали на каникулы, играли в наших постановках. Мне они казались небожителями. Мама считала, что лучше практичная специальность, но я видела себя на сцене. Поступила в Ростовское училище искусств. Думаете, богема, вольные нравы? Ничего подобного! Дисциплина строжайшая. Например, мастерство актёра шло 4 часа. Всё это время мы должны держать безукоризненную осанку; класть руки, не оттопыривая пальцев; сидеть правильно, сдвинув колени.

После училища - Новочеркасский театр. Самой молодой тамошней актрисе 42 года. Ей доставались роли юных дев. Моё появление не вызвало восторга. Выжить среди интриг помог совет: «Не занимайтесь в театре политикой». А город мне не понравился. Зима, серые стены, грязный снег и непонятная планировка. Подумала: ничего, годик посижу, потом уйду в другой театр. Но ненависть к Новочеркасску сменилась любовью в первое же лето. Бродила по умытому дождями городу и не понимала: как не разглядела гармоничную красоту домов, овеянных историей, простор улиц? В итоге в Новочеркасском театре я уже 30 лет.

«Выжить среди интриг помог совет: «Не занимайтесь в театре политикой». Фото: Из личного архива Людмилы Фадеевой

Тяжело было добираться в Ростов. Попутки, электрички, проходящие автобусы - чего только не было за эти годы. Машина у меня появилась 8 лет назад. Хотела перейти в Ростов, но появился Леонид Шатохин. Замечательный человек и талантливый художественный руководитель. Он будто жизнь вдохнул в наш театр! По его настоянию я закончила Ярославский театральный институт. При нём я сыграла свои лучшие роли: Комиссаржевскую, Антигону, Дулиттл из «Пигмалиона». Мы часто ездили на гастроли, играли на Таганке. Представляете, какая честь стоять на сцене, где Высоцкий читал монолог Хлопуши!

Тяжёлый период пришёлся на 90-е годы. В театр хлынули второсортные пьесы о бомжах и женщинах лёгкого поведения. А в коридорах появились бритые мужчины, пытавшиеся открыть здесь видеосалон. Художественному руководителю не раз угрожали. Но мы выстояли. Шатохин добился присвоения театру статуса «казачий». Это нас спасло.

Чемодан с кирпичами

- Обычно, когда в ходе спектакля происходят какие-либо накладки, актёры стараются представить всё так, будто это задумано. Происходило ли с вами подобное?

- Чтобы хорошо сыграть в комедии, у актёра должен быть кураж. Но когда спектакль идёт в сотый раз, то довольно трудно этот кураж поддерживать. Вот артисты и начинают сами себя развлекать: например, хватаешь ручку вроде бы пустого чемодана, а партнёры заранее положили туда кирпичей...

Однажды я произносила пламенный монолог и ходила туда-сюда по авансцене (по краю). Так увлеклась, что ступила в пустоту. Приземлилась на ноги, очки только съехали набок, и продолжила говорить. А сзади слышу смешки, да и сама еле сдерживаю хохот.

Вот такой был случай. В театре должен быть железный занавес, нажатием кнопки отсекающий зал от сцены. Если на сцене что-то загорится, то огонь моментально перекидывается в ряды. У нас этот занавес водяной. Под потолком труба, при возгорании из неё должна шквально литься вода. На детском спектакле Кощей Бессмертный начинает колдовать и говорит: «Раз, два, три!» В этот момент кто-то за кулисами облокотился о стену и нажал кнопку. Сверху - водопад, дети визжат от радости. Вот это эффекты. А потом ещё и свет погас.

Людмила Фадеева: Чтобы хорошо сыграть в комедии, у актёра должен быть кураж.
Людмила Фадеева: Чтобы хорошо сыграть в комедии, у актёра должен быть кураж. Фото: Из личного архива Людмилы Фадеевой

Во время монолога на голову одного артиста упал штанкет, металлическая труба, на которой крепятся кулисы, они-то и смягчили удар. Артист покачнулся, но дал нам знак продолжать.

- А какие моменты в театре для вас самые трогательные, запоминающиеся?

- Был очень холодный зимний день, не переставая, валил снег. На спектакль пришла только одна бабушка с малышом. Ни мороз, ни ветер их не остановили. Но мы не отменили сказку, играли для двоих зрителей.

И запомнился случай, когда после 2-месячных гастролей у меня случился нерв­ный срыв. Играла Женьку в «Яме» Куприна. Только опустился занавес, я стала рыдать, что-то кричать. В служебном коридоре нас догнала женщина с букетом. Она увидела моё зарёванное лицо, растерялась, а потом опустилась на колени и протянула цветы. Никогда не забуду этого...

Без маски

- Если в театре всё складывалось благополучно, как же обстояли дела с личной жизнью?

- В ЗАГС подавала заявления трижды. До регистрации дело не дошло. Женихи желали, чтобы я поменяла работу на «нормальную, женскую». Я отвечала: «Лучше поменяю жениха». С Андреем Громовым, администратором группы «Ласковый май», познакомилась на гастролях. Вспыхнул роман. Встречались урывками: он - в Москве, я - в Ростове. Когда поняла, что беременна, решила рожать. Мама поддержала. Начитавшись романов, я ожидала от любимого какой-то необыкновенной романтической реакции. Дождалась... Будущий папа промямлил: «Что ж теперь делать...» У меня внутри холодок пробежал. Мой живот увеличивался, а настроение Андрея ухудшалось. На сцене продолжала играть. Когда срок был 5 месяцев, на мне во время спектакля лопнуло платье по шву. Поняла, что надо идти в декрет.

Из роддома встретили родственники. А Громов исчез. Единственным телефоном для связи был рабочий номер моей мамы. Целый месяц я с замиранием сердца ждала её прихода. По маминому лицу угадывала, что Громов так и не позвонил. Рыдала каждый вечер. Регистрировали сынишку Кирилла без папы. Андрей появился спустя несколько месяцев, но чувства к нему умерли. Отношений я уже не хотела.

Когда актриса не на сцене...  Фото: Из личного архива Людмилы Фадеевой

Когда Кириллу было 6 месяцев, позвонил худрук: «Мила, выходи на работу. Ставим «Пигмалиона». Элиза Дулиттл - ты!» Мама согласилась нянчить внука, а я вернулась в театр. Не была на сцене всего 10 месяцев, а чувствовала себя неуклюжей, заново пришлось привыкать. Перед первым спектаклем в гримёрке появился Громов. Он любил играть на публику, не изменил себе и на этот раз. Выслушав мой отказ, достал огромный нож и воткнул себе в руку. Кровь, крики... Что можно добиться таким поступком? С тех пор мы не общаемся.

Но Кирилл (сейчас ему 24) вырос замечательным мужчиной. По вечерам он, тогда семиклассник, бесстрашно встречал меня на остановке. Потом признался, что в кармане носил молоток для защиты. Однажды зимой из люка во дворе нашего дома забил фонтан. Пока мужчины носились вокруг, подросток Кирилл залез в яму с ледяной водой и перекрыл нужный кран.

- Можно ли сказать, что ваше сердце сейчас никем не занято?

- Не угадали (смеётся). Мой Саша далёк от театра, занимается монтажом металлопластиковых окон, неразговорчивый, неэмоциональный. Но с ним я счастлива. Когда он 8 лет назад предложил: «Поехали кататься!», - засомневалась. О чём говорить? Я про систему Станиславского, а он мне - про окна. Не понимаю, почему согласилась. Ехали в тишине. Вдруг я поняла, что мне нравится его молчаливое присутствие. Сашу отличает необыкновенный внутренний покой. Когда я взвинчена, то достаточно побыть рядом с любимым, и всё проходит. А сталкиваясь с любой проблемой, Саша говорит: «Порешаем». Я знаю: что бы ни случилось, он исправит. Для женщины важно чувствовать рядом мужское плечо.

- В последнем спектакле «Комната невесты» вы играли мать героини. Это переход к возрастным ролям или просто новый этап?

- Вся жизнь состоит из этапов. Старение - один из них. По типажу я инженю, про нас говорят: «Долго-долго девочка, а потом сразу комическая старуха». Но думаю, любая роль может быть яркой. Это что касается сцены. В реальной жизни старости не боюсь. Представляю, как сяду в кресло-качалку, возьму любимую книжку. Разве плохо? Кроме того, искренне хочу побыть хорошей бабушкой для будущих внуков, чтоб пироги им печь и сказки читать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах