- Каждый раз, когда я вспоминаю его детство, у меня на глаза наворачиваются слёзы. И дело даже не в том, что сын перенёс три клинические смерти, что в шесть лет он написал свою первую пьесу, а в одиннадцать дал благотворительный концерт, а в том, что благодаря ему, его музыке я живу столько лет, несмотря на страшный диагноз, - призналась мама композитора Алексея Хевелева.
Ирина Александровна пришла в редакцию после того, как мы опубликовали интервью с талантливым музыкантом. И то, что она рассказала нам о своём сыне, оказалось не менее любопытным, чем беседа с Алексеем.
Прививка от тщеславия
- Дома над кухонным столом у нас висел лист бумаги с цитатой Фридриха Великого: «Каждый человек стоит столько, сколько он сделал, минус тщеславие», - вспоминает Ирина Хевелева.
Эта фраза появилась в тот день, когда мама впервые отвела Лёшу в музыкальную школу. Ему не было ещё и шести лет, но так как музыка увлекала мальчика с самого рождения, он сам просился на занятия. На первом уроке педагог взял в руки Лёшину ладошку и откровенно признался: ничего толкового из ребёнка не выйдет, пальцы коротковаты. Но раз он так просится, то пусть позанимается какое-то время. Нудные гаммы быстро отобьют желание.
Через год маленький ученик, вдохновившись «Лунной сонатой» Бетховена, напишет свою первую пьесу - «Поздняя осень», после чего появится ещё 27 произведений, которые войдут в сборник для учеников музыкальных школ. И уже учителя будут разучивать прелюдии и сюиты ростовского вундеркинда.
- То, что сын талантлив, было заметно с самого рождения. Но дар Божий порой становится наказанием, поэтому я больше всего боялась, что Лёшу может погубить тщеславие, гордыня или самолюбование. Концерты в 10 лет, овации, восторженная публика... При внезапно свалившемся успехе расти достойным человеком ребёнку непросто, - объясняет она.
Но вместе с ранней славой в дом Хевелевых пришла и беда. Сейчас, оборачиваясь назад, Ирина Александровна говорит, что её внезапная болезнь помогла Лёше научиться ценить по-настоящему важные вещи. Но когда матери, одной поднимающей двоих сыновей, поставили диагноз «онкология», казалось, что судьба загнала их в тупик.
Счёт шёл на дни. Она понимала, что позаботиться о её детях некому. Сыновья приходили из школы, и измождённая болезнью женщина учила их варить борщ, стирать бельё, оплачивать коммунальные счета. Учила их жить без мамы. А когда её положили в больницу, выяснилось: ей самой было чему поучиться у своих детей...
Во время госпитализации лечащий врач намекнул Ирине Алекандровне, что успех операции во многом зависит от финансовой благодарности. Она развела руками: откуда у простой учительницы математики лишние деньги, семья едва сводит концы с концами. А через несколько дней на её прикроватной тумбочке появился конверт с нужной суммой. Принёс Лёша. Смущаясь, он попросил маму ничего не спрашивать, мол, скоро и так всё станет ясно. И действительно, в этот же вечер соседка по палате протянула ей газету. В небольшой заметке было написано, что пятиклассник Алексей Хевелев организовал в школе благотворительный концерт. Сорок минут он играл для ребят, их родителей и учителей на стареньком школьном пианино свои произведения. Зал был набит до отказа. И за эти сорок минут он собрал столько денег, что хватило и на дорогие лекарства, и на благодарность врачу, и на фрукты для умирающей мамы.
- Это случилось двадцать лет назад, - вспоминает Ирина. - А я до сих пор живу потому, что мой ребёнок тогда стал сражаться за мою жизнь. И вы знаете, он победил. Нет, болезнь не отступила. Я вновь и вновь возвращаюсь в больницу, прохожу курсы химиотерапии и получаю на руки неутешительные анализы. Но, несмотря на рак четвёртой стадии, продолжаю жить и ходить на каждый его концерт. Откуда только силы берутся?!
Философия счастья
К своим 30 годам Алексей Хевелев дал сотни концертов в стране и за рубежом. Ни одно его выступление в Ростове не обходится без мамы. За всё это время она лишь раз пропустила премьеру: за полчаса до начала сломала ключицу. В своём интервью композитор признавался, что если бы семья не поддерживала его, не оберегала талант от бытовых хлопот, он не смог бы в повседневной суете сосредоточиться на самом главном:
- Любые способности легко похоронить, если размениваешься на деньги, шмотки, сытую жизнь, выбирая между предназначением и высокооплачиваемой, но нелюбимой работой. Я точно знаю, никакие богатства не принесут счастья, если у тебя его нет в душе. Они не вернут близкого человека, не скрасят одиночество, не купят любовь, не позволят почувствовать Божье дыхание, которое знакомо по-настоящему творческим людям.
В этом убеждён музыкант, который стал самым юным студентом Ростовской консерватории имени Рахманинова. Ирина Александровна вспоминает, как однажды она с маленьким Лёшей отдыхала в Суздале. По воскресеньям у церковной звонницы в тени деревьев собирались жители и гости города послушать концерт колокольного звона.
- Мы случайно попали на это удивительное представление под открытым небом. Лёша выбежал на солнцепёк, чтобы лучше слышать перезвон. Он простоял там восемь представлений подряд! После последнего боя колоколов к нему спустился звонарь. Он взял ребёнка за руку и повёл его на самый верх колоколенки.
- Я не знаю, как они понимали друг друга. Старый звонарь за годы службы полностью оглох, но они просидели в звоннице до глубокой ночи. И было слышно, как дёргает язык то одного колокола, то другого слабая рука ребёнка и как добавляет мощи звуку твёрдая рука мастера. Это было удивительно: старый больной человек, оставивший под куполом церквушки здоровье, в какой-то залатанной рубахе с чужого плеча казался Лёше самым счастливым человеком. Впрочем, так оно и было. Когда бедный звонарь, с которым мы потом дружили несколько лет, умер, провожать его в последний путь под печальный перезвон колоколов пришёл весь город...
Цена успеха
Ирина Александровна долго рассказывала про то, как непросто складывалась жизнь молодого композитора, который, казалось бы, в творческом плане обласкан судьбой. С ним занимались лучшие учителя: Ольга Гавриш, Сергей Осипенко, Владимир Денежкин и профессор Леонид Клиничев. Его премьеры с успехом идут по всей стране, он имеет возможность зарабатывать и помогать близким. Когда Хевелев во фраке выходит с улыбкой на сцену, никто не догадывается, каким был его путь к успеху. Сразу после рождения у Лёши случилось воспаление головного мозга - три клинические смерти. В то время, пока мама сутками дежурила у постели крошечного сына в детской реанимации, отец оставил семью. Полуголодное детство в тесной коммуналке. После аспирантуры он остался работать в Ростовской консерватории, отказавшись от карьеры в столице и за рубежом, чтобы быть рядом с больной мамой.
И если в своём интервью Хевелев рассказывал о том, как он благодарен судьбе, которая дала ему так много, его мама вспоминала, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы в сердце её сына продолжала звучать мелодия.
Но даже она, когда сидит в зале и видит его напряжённый профиль за роялем, забывает про всё. Остаётся лишь музыка...